вт, 21 окт.
02:52
Корсаков
-2 °С, ясно

Буссе: озеро и человек

2 августа , 13:29ИСТОРИЯ РАЙОНА
Фото:

Озеро-лагуна Буссе — одно из самых известных мест на юге Сахалина. Для рыбаков и любителей зимней природы оно становится ежегодным пунктом назначения с первыми заморозками.

Озеро-лагуна Буссе для сахалинцев, истинных почитателей зимней рыбалки, ежегодно, с начала заморозков, становится настоящим местом паломничества. Конечно, многие из рыбаков знают, что озеро названо так в честь человека, одного из основателей нашего города. Но почему именно такое название получило озеро и кому оно обязано своим названием – в этом вопросе у многих – полное незнание и непонимание. И хотя до начала зимнего сезона рыбалки еще далеко, исправим это досадное недоразумение и хоть немного приоткроем завесу таинственности над исторической личностью, в честь которой и названо озеро-лагуна Буссе. Сначала – немного истории. Читателям нашей газеты, конечно же, хорошо известен тот факт, что пост Муравьевский (нынешний Корсаков) был основан руководителем Амурской экспедиции Геннадием Невельским в 1853 году. Именно Геннадий Иванович назначил майора Николая Буссе начальником Муравьевского поста, т.е. Буссе фактически являлся первым русским начальником острова. Во время своего пребывания на острове Николай Буссе вел дневник, который был посмертно опубликован его родственниками в журнале «Вестник Европы». Дневник очень интересный, он был опубликован в двух частях: «Остров Сахалин и экспедиция 1853-1854 гг.» и «Русские и японцы на Сахалине». Первая часть охватывает период с 25 августа 1853 года по 9 февраля 1854 года и рассказывает о жизни поста, а также о экспедициях по острову. Необходимо отметить, что пост Муравьевский, по мнению Николая Буссе, был основан Геннадием Невельским не в самом лучшем месте – совсем рядом с японским селением, что делало ситуацию непредсказуемо тревожной. К слову, если говорить о позиции Николая Буссе, то он склонялся к Кусанаю (ныне Ильинское), то есть к населенному пункту, севернее которого японцы уже не имели селений. Но, как известно, история не имеет сослагательного наклонения. И это, наверное, во всяком случае для корсаковцев – более чем положительный и приятный момент.

Некоторую информацию друг о друге русские и японцы узнавали от аборигенов-айнов, которые добывали для них ценные сведения. От айнов начальник Муравьевского поста Николай Буссе знал о таившейся угрозе со стороны японцев и считал, что они могут перебросить на остров достаточно сил, чтобы уничтожить Муравьевский пост, оторванный от большой земли. Помимо строительства непосредственно укрепленного военного поста, майор приказал обустроить батареи из пушек на случай, если придется отбиваться от японцев. В посту систематически проводились учебные стрельбы. Николай Буссе в своем дневнике пишет, что солдаты, находившиеся у него в подчинении, не умели стрелять из ружей и производили выстрел... зажмурив глаза. Гарнизон поста находился в сложной ситуации, ведь в зимний период сообщение с материком отсутствовало. Можно было только надеяться на свои силы и ждать благоприятного исхода.

В свою очередь, японцы признавались майору Буссе, что боятся возвращения Хвостова, хотя с дерзкого рейда Хвостова и Давыдова на Сахалин прошло уже почти половина столетия, и их давно уже не было в живых.

Наша справка: Славную строку в историю освоения Курил и Сахалина вписали молодые мореплаватели лейтенант Николай Хвостов и мичман Гавриил Давыдов, служившие во флоте Российско-Американской компании. Именно они с благословения дипломата Николая Резанова на судах «Юнона» и «Авось» пытались в 1806-1807 годах «убедить» японских торговцев, притеснявших коренное население (айнов), в том, что Сахалин – российская территория: захватили склады и магазины на побережье сахалинского залива Анива, на Итурупе разгромили японский военный гарнизон и подняли на островах российские флаги. Правда, за самоуправство (так оценили эти действия в столице России из-за опасений испортить отношения с Японией) они были наказаны, но потом оправданы…

СЕРДИТЫЕ ПУШКИ БУССЕ…

Однажды вечером к Николаю Васильевичу Буссе пришел айн, который работал у японцев на кухне и немного знал их язык. Он сказал, что не нужно бояться японцев, так как японцы сами боятся русских.

Он слышал, как они говорили, что у русских пушки поставлены так, что откуда ни подойдешь, всюду они смотрят; пушки эти такие сердитые, что, когда из них выстрелят, они кувыркаются назад [...] а когда из ружей стреляют, то они тоже так сердито бьют, что отталкивают плечо у солдата.

Николай Буссе в своих записках поясняет, что до этого он стрелял из пушки для пробы боевых зарядов. Порох использовался винтовочный, ввиду чего, видимо, порция пороха была слишком велика, и при выстреле пушка действительно перевернулась. Поэтому пришлось уменьшить количество пороха в зарядах. Однако майор Буссе никак не ожидал, что это происшествие так впечатлит японцев...

До открытого столкновения с японцами, к счастью, дело так и не дошло. Муравьевский пост был снят в мае 1854 года из-за опасения его захвата англо-французской эскадрой. В то время уже шла Крымская война, которую иногда называют «нулевой мировой». Она велась не только в Крыму. После службы на Сахалине под началом майора Буссе в героической обороне Петропавловска будет участвовать флотский лейтенант Николай Васильевич Рудановский, исследователь Южного Сахалина. Позже он снова вернется на Сахалин в 1857 году, но это уже другая история…

ОЗЕРО БУССЕ

… Мы же возвращаемся к нашей истории, точнее, к истории названия озера Буссе. В какой-то степени ее можно считать своего рода верноподданнической. Но, тем не менее, озеро-лагуна Буссе названо именем человека, первого фактического русского правителя Сахалина, во многом благодаря самодурству (как отмечают современники Николая Васильевича) и в то же время желанию одного из подчиненных угодить своему непосредственному начальнику. Таковым подчиненным был приказчик Российско-Американской компании Дмитрий Самарин. Именно его отправил начальник Муравьевского поста для осмотра берега залива Анива по направлению к мысу Анива. Скажем сразу, что цели своей Дмитрий Самарин не достиг. Поэтому, когда он вернулся обратно в Муравьевский пост, то, вероятно, чтобы не вызвать гнев у своего начальника, сообщил последнему об открытии им замечательной бухты, которая, возможно, будет удобной для зимовки морских судов. И – основное, вошедшее в историю: Самарин сказал ему, что назвал бухту его фамилией – Буссе…

Впоследствии Николай Рудановский, исследователь Сахалина, установил, что лагуна Буссе действительно пригодна для зимовки судов, но только так называемого малого ранга. Нам же остается добавить, что Н.В. Буссе посещал озеро, названное в его честь; данный факт описан им в начале второй части дневника…

После эпопеи на Сахалине, где Николай Буссе в течение восьми месяцев был начальником Муравьевского поста (читай – первым русским начальником Сахалина), его военная карьера шла по нарастающей. В 1856 году Николай Васильевич был произведен в полковники и назначен начальником штаба войск Восточной Сибири. С 1859 по 1866 годы – первый военный губернатор Амурской области, в развитие которой он вложил все свои знания и умения. Николая Буссе можно считать основателем Благовещенска. В июле 1866 года, по дороге из Благовещенска в Иркутск, Николай Васильевич заболел и скончался. В честь Буссе названо село Буссе на левом берегу Амура в Свободненском районе

Понравилась статья?
по оценке 5 пользователей