22 мая 1942 года
На Изюм-Барвенковском направлении наши войска отбили атаки противника и нанесли ему большие потери. Только за три дня боев на этом участке фронта уничтожено более 15 тысяч немецких солдат и офицеров.
На Харьковском направлении немецко-фашистские войска несут большие потери в живой силе и технике. Только на одном участке уничтожено до 700 гитлеровцев, 6 орудий, 10 пулеметов, 11 автомашин с военным грузом и другое военное имущество.
Черниговский областной партизанский отряд под командованием А. Ф. Федорова совместно с черниговскими и орловскими отрядами тт. Маркова, Воронова и Левченко начал диверсионную деятельность на железных дорогах Гомельского узла. На железной дороге между станциями Закопытье и Добруш был пущен под откос поезд противника в составе двух паровозов и 48 вагонов с горючим и запасными частями для самолетов. Между станциями Злынка и Новозыбков был пущен под откос поезд в составе 18-ти классных вагонов с немецкими солдатами и офицерами.
Буксирный пароход «Гидротехник» – часть военного формирования Ладожской военной флотилии – открыл навигацию на озере Ладога. Выйдя из деревни Кобона, он доставил в деревню Осиновец 40 тонн муки и положил начало регулярным грузовым перевозкам.
Вслед за ним по Ладоге пошли самоходные и несамоходные суда – озерные баржи, речные пароходы, металлические паромы, катера, буксиры. Они повезли продовольствие, боеприпасы, боевую технику. Перевозка шла по двум трассам. Первая, протяженностью 150 км, пролегла через Гостинополье – Новая Ладога – западный берег. Вторая, длиной 29 км, шла по короткому направлению: Кобона – западный берег.
Так рано навигация на Ладоге никогда не открывалась. В некоторых местах озера лед еще не успел полностью растаять, и суда продвигались вперед, ломая льды своим корпусом. В конце мая началась эвакуация населения и промышленного оборудования. История не знает подобных примеров эвакуации населения из осажденного города.
Одновременно из города вывозилось промышленное оборудование. Из 333 ленинградских предприятий союзного и республиканского подчинения за годы блокады было эвакуировано полностью 133, а также примерно ¾ всего промышленного оборудования Ленинграда.
Но еще большим потоком шли грузы в осажденный город. За время летне-осенней навигации с Большой земли было доставлено свыше 700 000 тонн различных грузов, из которых половина приходилась на продовольствие.
Водники переоборудовали и приспособили к плаванию все речные буксиры и баржи, которые прежде ходили по Волхову и каналам (ok.ru, музей истории г. Волхова).
22 мая 1943 года
В Финском заливе поврежденная подводная лодка «Щ-408» всплыла и вступила в неравный бой с пятью катерами противника, уничтожив два из них.
В поход «Щ-408» или, как ее ласково прозвали, «Щука» вышла из Кронштадта 18 мая с целью найти выход в Балтийское море через минные поля.
В течение трех суток она пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море. За это время аккумуляторная батарея разрядилась, запасы воздуха иссякли, люди начали задыхаться, терять сознание. Из топливных цистерн, поврежденных взрывами мин, на поверхность всплывали пятна дизельного топлива, демаскирующие подлодку, которая и была обнаружена финской авиацией и катерами. Командир корабля капитан-лейтенант П.С. Кузьмин принял решение донести о создавшемся положении на командный пункт флота. С этой целью были продуты цистерны главного балласта и лодка всплыла.
Поднявшись на мостик, командир визуально обнаружил группу катеров, которые начали обстреливать всплывшую подлодку. Как оказалось, одновременно с «Щ-408», тем же маршрутом, но только в сторону Ленинграда шла подводная лодка «Щ-303», которая считалась пропавшей без вести. Именно она привела за собой целый «хвост» из вражеских кораблей. На палубу был вызван артиллерийский расчет, к орудиям поданы снаряды. Подводная лодка вступила в неравный бой. Метким огнем были поражены два катера. На берег ушла радиограмма с просьбой прислать самолеты. С флотских аэродромов на помощь подводникам последовательно вылетели три авиационные группы 71 полка, четыре советских самолета были сбиты. Летчики не смогли найти и оказать помощь «Щ-408». Корабль ушел под воду, не спустив флага.
Двое суток оставшийся экипаж боролся за жизнь корабля на дне залива. Была предпринята попытка всплыть, но она не увенчалась успехом. После очередной бомбардировки глубинными бомбами «Щ-408» погибла. kulturamgo.ru
Советские истребители успешно отразили налет немецкой авиации на Курский железнодорожный узел.
Это был первый бой из многих в небе над важнейшим стратегическим объектом. Отражали его истребители 16-й и 2-й воздушных армий, 101-я истребительная дивизия ПВО и зенитная артиллерия Центрального и Воронежского фронтов.
При первой атаке советские летчики, навязав бой истребителям прикрытия, обрушились главными силами на бомбардировщики противника. Фашисты не ожидали такой встречи. Потеряв 58 машин и сбросив бомбы мимо цели, они поспешно повернули на свои аэродромы. К железнодорожному узлу прорвались лишь отдельные самолеты.
Всего во время этого налета было сбито 76 немецких самолетов, из них 38 – истребителями 16-й воздушной армии, 30 – истребителями противовоздушной обороны, кроме того, 8 самолетов уничтожила зенитная артиллерия. kulturamgo.ru
22 мая 1944 года
Государственный Комитет Обороны принял Постановление «О создании самолетов с реактивными двигателями». В СССР начались фундаментальные работы по созданию боевых реактивных самолетов.
В 1944 г. в Советский Союз стало поступать все больше данных об успехах немцев в развитии реактивной авиации. Игнорировать такой поток информации было уже нельзя. Отставание в этой области измерялось годами, прочного научно-технического задела, промышленной и технологической базы, а главное – опытных образцов ТРД в СССР не существовало.
Разработку самолета поручили только ОКБ Лавочкина. Начальнику НИИ-1 П. И. Федорову и конструктору А. М. Люльке поручалось построить экспериментальный газотурбинный двигатель со статической тягой и предъявить его на заводские испытания к 1 марта 1945 года. Так как в НИИ-1 производственной базы для создания ТРД не было. Решением правительства на небольшом московском механическом заводе штампов и приспособлений № 165 развернули опытно-конструкторскую базу. В начале 1945 года на этом предприятии был изготовлен первый экземпляр экспериментального двигателя. К сентябрю предполагалось построить и предъявить на летные испытания модификации истребителей Як-9, Ла-5 и Су-6. 1kommunist.ru
На фронтах в этот день существенных изменений не произошло.
Партизанский отряд имени товарища Сталина, действующий в Минской области, за месяц пустил под откос 12 немецких воинских эшелонов. На шоссейных и грунтовых дорогах партизаны сожгли 19 мостов и взорвали 11 автомашин. Вырезано 82 километра телеграфно-телефонной линии связи противника. В боях с немецкими оккупантами и огнем из засад убито и ранено более 200 гитлеровцев. Партизанские отряды «Искра» и «Знамя» объединенными силами напали на немецкий воинский эшелон, следовавший к линии фронта. Сожжено 26 вагонов и платформ с различными военными грузами.
Гитлеровцы распространяют следующее сообщение: «Германские и румынские войска, которые были эвакуированы из Крыма, расквартированы в городах черноморского побережья Румынии. Они будут переведены на южный участок Восточного фронта».
С помощью такого неуклюжего трюка они хотели скрыть подлинные размеры своего поражения в Крыму. rus.team
22 мая 1945 года
Разведчик Николай Ивантеев передал срочное сообщение в штаб 42-й армии в Латвии: «Засек немцев. Идут по лесу строем, человек 300, все в эсэсовской форме, под знаменем со свастикой. Каков будет приказ?». Штабисты сначала решили, что старший лейтенант ошибся, но после второй телефонограммы выслали оперативную группу. Врага блокировали в лесу: оказалось, что это офицеры 6-го корпуса СС, бежавшие из окружения в Курляндии и пытающиеся добраться до расположения армии США. Немцев уничтожили.
Это был лишь один из десятка крупных боев после 9 мая 1945-го. Когда в городах СССР вовсю гремел салют, в Европе советские воины добивали остатки нацистских войск. sposopk.ru