

В далеком 1968 году, когда накануне Всесоюзного дня работников сельского хозяйства в совхозе «Корсаковский» решали, кого выдвинуть к награждению Почетной грамотой, при обсуждении кандидатуры старшей доярки отделения «Раздольное» Марии Морозовой разных мнений не было.
По итогам работы за девять месяцев у нее второй результат по совхозу – 2990 килограммов молока на одну фуражную корову. И это при плане 2245 кг.К тому времени Мария Ивановна трудилась в совхозе уже 10 лет. И каждый год – по-ударному.
Перед праздником труженица припомнила все годы работы в совхозе. Может, оттого, что нелегкими они были, а может, десять лет назад круто повернула свою жизнь, начав работать дояркой.
Не каждый решится в 40 лет поменять профессию, тем более, что о новой и представления не имела. Но Морозова решилась. А случилось все так…
В 1958 году , ближе к осени, в Озерске, где Мария работала рыбообработчицей, стало известно, что в районе образуется совхоз и что из-за нехватки кадров и первых трудностей членам партии предлагают ехать туда.
Будто что-то в сердце толкнуло тогда. Недолго думая, она пошла к секретарю парторганизации. Как-никак селу была не чужая, в деревне родилась и выросла. Так, с путевкой горкома партии и приехала она в бригаду «Новая». Специальности сельскохозяйственной никакой не было. Начала трудиться на разных работах.Не прошло и двух месяцев, как в коллективе заболела доярка. Сейчас при механической дойке отлучись один человек – без особого труда остальные со всем стадом коров управятся. А тогда при ручной дойке…В бригаде всего три человека было. И у каждой доярки по 17 коров. Попробуй тут чужих подоить, со своими едва управлялись.И бригадир обратился к Морозовой:
– Принимай, Ивановна, группу. Не бойся, научишься.Согласилась. Видела, что другого выхода нет. У самой мурашки по спине бегали, когда жалобно мычали не до конца выдоенные животные.
Встретили ее хорошо. Понравилось, даже боязнь немного приутихла. Что не ладилось, вся бригада тут как тут – подсказывает, помогает.На всю жизнь запомнились участливость и добрые советы супругов Зуевых, Ефросиньи Шуняевой.
Что скрывать, первое время не то чтобы трудно – просто невмоготу было. Утром проснется, а рук не чувствует, словно деревянные, пальцы не сгибаются. Все приходили на утреннюю дойку в шесть часов, а Мария – в четыре. Все равно позже всех заканчивала. До слез на свою неумелость было обидно.Не раз, бывало, хотелось разрыдаться, да не давали. Когда, казалось, на исходе уже все силы, смотрит – кто-нибудь из доярок подходит и запросто так говорит:
– Давай помогу, а то засидишься тут.Сердце и оттаивало сразу, и силы прибавлялись.К зиме доить научилась и еще больше привязалась к животным. Телятники тот год были холодными, неотапливаемыми. А зима выдалась студеная. Мороз к утру так сожмет, что деваться некуда. Телят забросаешь сеном на ночь, а они, глупые, выберутся наружу, стоят и дрожат.
Мария Ивановна ночью спит беспокойно. Схватится среди ночи, накинет телогрейку – и в телятник по сугробам.Михаилу Зуеву, скотнику, сначала это нравилось, а потом видит: женщина изводит себя – и запретил в неположенное время в телятнике появляться. А как увидел, что не пронял доярку своими словами, тогда по-другому заговорил, ласково. Пообещал особый досмотр за ее группой вести. Тем и успокоил.
Запомнились Морозовой его слова, когда тот объяснял ей, что к скоту с душой надо относиться, тогда и он добром ответит. Сейчас сама любого научит за ним ухаживать.И все же дояркой почувствовала она себя не сразу. Доить-то научилась, а вот норму выполнять начала позже. Тогда-то и пришло удовлетворение человека, хорошо знающего свое дело.
На второй год работы годовой план выполнила досрочно. Так и пошло с тех пор – ладно, хорошо.
А потом и работать стало легче. Летом коровы на отгоне, доили их механической установкой, не то, что вручную.
К середине октября 1968-го группа доярок Морозовой выполнила годовой план, а к концу года надоила 4 тысячи килограммов. Это намного больше взятых обязательств.
Простая история обычной женщины. Но в ней – сила человеческого духа, взаимопомощи и преданности делу. И таких людей у нас очень много.
К примеру, Анна Афанасьевна Храброва – звеньевая парниководов отделения «Чапаево» совхоза «Корсаковский».
30 апреля ее звено закончило пикировку рассады капусты. А с вечера начал спускаться туман. К утру все побелело, земля покрылась инеем.Храброва опрометью кинулась в теплицу, отвернула кран и стала из шланга поливать кустики.
А в это время нарядные жители Чапаево шли на праздник Первомая и удивлялись тому, что даже в такой день она не может расстаться со своей рассадой.
Стебель за стеблем перебирала влажные листики, открыла рамы парника – погода должна быть теплой, пусть греются.
Вот уже девять лет выращивает Храброва рассаду капусты, огурцов, помидоров. А по вечерам садится за книжки, усваивает премудрости растениеводства.
Целыми днями со своими девчатами из бригады подкармливала удобрения, пикировала. Забывала о выходных. Кропотливый труд увенчался успехом. В предыдущем году с каждой рамы собрали по шесть килограммов огурцов.
Молва о чапаевских огурцах быстро облетела другие совхозы. За опытом приезжали даже анивские овощеводы, парниководы из Тамбовки.Чапаевцы не поскупились: рассказали «секреты», поделились семенами.
А Храброва продолжает ездить на курсы, штудировать научную литературу. Ведь в деле овощевода нужны и внимание, и опыт, но главное, любовь и влечение к работе. И все это у нее есть.