вс, 07 дек.
15:53
Корсаков
-2 °С, облачно

Память поколений: три важнейшие даты в истории Великой Отечественной войны

23 октября , 09:1880-летие Победы
Фото:

23 октября в истории Великой Отечественной войны отмечено тремя значимыми событиями, каждое из которых стало важной вехой на пути к Победе.

23 октября 1941 года на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции» («ВЗОР») был выпущен бронепоезд «За Родину!».

В присутствии сотен горожан построенный бронепоезд был передан боевому экипажу – добровольцев из числа рабочих завода. От имени Военного совета фронта и Ворошиловградского обкома партии А. Гаевой вручил команде Красное знамя.

Первый бой с противником произошел в районе станции Дебальцево-Сортировочная. Бронепоезд передвигался и вел артиллерийский и пулеметный огонь по противнику. Люди, не имевшие военного опыта, проявили свои лучшие качества. Никто не испугался.

Эффективно действовавший бронепоезд вызывал раздражение и ненависть со стороны врага. Лучшие воздушные асы «Люфтваффе» начали охоту за «стальной крепостью». 28 декабря на перегоне Баронская – Мануиловка среди белого дня бронепоезд подвергся нападению четырех звеньев «юнкерсов». Взрывами бомб паровоз с тендером были сброшены с рельсов, разрушено железнодорожное полотно. Однако зенитчики успели сбить два самолета. Остальные ушли, полагая, что бронепоезд уничтожен.Действительно, последствия налета оказались тяжелыми. Паровоз и тендер стояли под углом друг к другу. Были ранены командир Бондаренко, машинист Рубежанский, фельдшер Васильев, зенитчик Андреев, еще несколько бойцов. Но уже ночью железнодорожный путь в сторону Мануиловки был восстановлен. Из Алчевска прибыл паровоз и по частям растащил состав. Получивший серьезные повреждения бронепоезд был отбуксирован в Ворошиловград. После срочного капитального ремонта боевая машина с командой и десантной ротой вернулась в строй.

Черным днем для бронепоезда «За Родину!» стало 15 июля 1942 года. На разъезде между станциями Родаково и Меловая он подвергся массированной атаке «юнкерсов». Первый налет вражеских самолетов был отбит. «Стальная крепость» продолжала держать оборону. Вторая волна «юнкерсов» с еще большей яростью пыталась уничтожить бронепоезд, но зенитчики отбили и этот налет. Экипаж продолжал сражаться, несмотря на тяжелые потери.

Полуразрушенный, потерявший огневую мощь, бронепоезд не сдавался врагу. Бой шел до последнего снаряда и патрона. К вечеру командованием было принято решение вывести под огнем противника оставшихся в живых бойцов, которые до конца выполнили свой долг и сохранили Красное знамя.

Под покровом ночи уцелевшее вооружение было демонтировано и вывезено в тыл. То, что демонтировать не удалось, было взорвано.Сегодня модель бронепоезда стоит в музее компании «Лугансктепловоз», вызывая особенный интерес у приходящих на экскурсии учеников школ и ПТУ. Эпоха бронепоездов ушла. Но невозможно забыть о тех, кто ценой своей жизни подарил потомкам возможность жить, работать, любить… (klauzura.ru)

23 октября 1943 года 51-й армией во взаимодействии с войсками 28-й армии был освобожден Мелитополь.

Нацисты вторглись в город 6 октября 1941 года. Фашистское командование называло Мелитополь ключом к «железным воротам Крыма» и придавало ему огромное значение, так как с его потерей рушилась вся линия обороны. Поэтому 6-й немецкой армии был отдан приказ удержать город любой ценой. Для поднятия духа гитлеровским солдатам и офицерам выплачивалось тройное жалованье, а в Берлине чеканились медали «За оборону Мелитопольских позиций».

Жители города вели свою собственную борьбу, вплоть до прихода освободителей. 21 сентября 1943 года, завершив Донбасскую операцию, войска Южного фронта под руководством генерала Федора Ивановича Толбухина вышли к укрепленному нацистскому оборонительному рубежу «Вотан» на реке Молочной.23 октября Мелитополь был освобожден. А на следующий день немецкая армия начала общее отступление. Преследуя противника, советские войска 30 октября освободили город Геническ и вышли на побережье залива Сиваш, а 1 ноября, преодолев Турецкий вал, ворвались на Перекопский перешеек. К ночи 5 ноября войска вышли к низовьям Днепра и захватили плацдарм на южном берегу Сиваша. В результате Мелитопольской операции войска 4-го Украинского (Южного) фронта продвинулись на запад и юго-запад на 50-320 километров, освободили почти всю Северную Таврию и блокировали с суши крымскую группировку немецких войск, создав условия для освобождения Крыма и юга Правобережной Украины (ria.ru).23 октября 1944 года – День разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.

Военные действия в Заполярье начались 29 июня 1941 года на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях между Красной армией и объединенными немецкими и финскими войсками.

В рамках боевых действий против СССР немецкое командование планировало захватить Кольский полуостров, и на то было несколько причин. Во-первых, важно было взять незамерзающий порт Мурманск – базу Северного флота СССР. Со страной порт соединяла Кировская железная дорога, по ней быстро доставлялись военные грузы, поэтому Гитлеру было необходимо срочно ее перерезать.

Немецкое командование было заинтересовано также в месторождениях полуострова, здесь шла добыча никеля, который был необходим для немецкого военно-промышленного комплекса. У финнов в этой операции был свой интерес – по их планам Кольский полуостров должен был стать частью Финляндии.

Для этих целей была сконцентрирована армия «Норвегия» в составе 3-х корпусов – двух горных немецких и одного финского корпуса. Кроме того, «Норвегию» поддерживала часть сил пятого воздушного флота и Военно-морских сил Германии. Со стороны военно-морского флота в сражении участвовали 55 военных судов, потом к ним присоединились еще двадцать семь.С советской стороны выступала 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова.

Помощь нашим войскам оказывали и сами жители Мурманской области. Добровольцами на фронт ушли более 50 тысяч человек.

Немецкая и финская армии начали наступление на мурманском направлении, но вскоре были остановлены советскими войсками у реки Западная Лица. Противнику не дали выйти к железной дороге, вынудив немцев обороняться.

Во второй раз действия в мурманском направлении начались 8 сентября 1941 года, но врага снова ждала неудача. Через 9 дней 14-я армия при поддержке авиации и артиллерии Северного флота нанесла контрудар и разгромила третью горнострелковую дивизию вермахта.Несмотря на это, Гитлер не отбросил попытки взять Мурманск. Но к весне 1942-го, когда он снова стал приближаться к городу, советские войска тоже готовили наступление и первыми ринулись в атаку.

Хоть им и не удалось отбросить противника за линию границы, наступление немцев тоже было сорвано. Тогда фашисты начали обстреливать город и почти полностью сожгли его, но остановить работу порта им не удалось.

После наступательных операций немецких и финских войск в Заполярье летом-осенью 1941 года, линия фронта на Кольском полуострове долгое время не менялась. В октябре 1944-го войска Карельского фронта и корабли Северного флота провели Петсамо-Киркенесскую операцию, в ходе которой в течение буквально нескольких дней войска захватчиков в северной Финляндии были разгромлены, освобожден район Печенги и ликвидирована угроза порту Мурманск и северным морским путям СССР. Также наступление наших войск привело к освобождению Норвегии.5 декабря 1944 г. Президиумом Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой было награждено около 353 тысяч человек.

Сюжеты: Война и Мир
Понравилась статья?
по оценке 3 пользователей