После очередного рыбного промысла в экономической зоне Новой Зеландии наш пароход зашел на два дня в Сингапур — отдохнуть, достопримечательности города посмотреть, да прикупить вещи-подарки какие-никакие для родных. Пришвартовались, на борт поднялся представитель порта (он когда-то был на моем судне завпроизводством), выдал на команду доллары. Для начальствующего состава — по 500, рядовому же — по 300. Попросил оставшиеся средства вернуть ему перед отходом из порта. В нашей команде деньги выдавал второй помощник капитана (штурман). Получили, расписались все. Экипаж в радостном нетерпении: доллары жгут карманы. Отправились гулять по Сингапуру небольшими группками. Пошли и мы с моим заместителем гуляем, любуемся видами города, заходим в магазинчики и лавки. В одной из торговых точек обратил внимание на маленькие счетные машинки — в Советском Союзе о подобных в те времена (70-е годы прошлого века) приходилось только мечтать. Почему-то сразу обратил на нее внимание, спрашиваю стоимость — точно не помню, но где-то в районе 300 долларов. Купил, вскоре отправились домой на судно. Наблюдаем, как в порт со всех сторон подтягивается с пакетами другие группы. Моряки все довольные, показывают друг другу свои покупки, обмениваются мнениями.
В день отхода на судно прибыл представитель порта и сказал, что через два часа мы должны отойти от причала — наше место займет другое судно. Вызвал к себе второго штурмана — быстро подбей отчет по оставшимся деньгам экипажа и сдай мне. Приходит представитель порта — отходите через полчаса. Отчета нет. Остается 20 минут, нет отчета. Видно, что тянет резину второй штурман, но с чем это связано, пока что непонятно. Наконец за десять минут до отхода появляется мой помощник, в руках — ведомость и остаток денег. Взял, отпустил его. Ведомость составлена на 92 человека. Чтобы подбить итоги, проверить все данные требуется много времени. На это, очевидно, и рассчитывал второй штурман — капитан до отхода не успеет «подбить бабки». Только не в курсе он, что у капитана в руках волшебная счетная машинка. В общем для того, чтобы подвести итоги и выяснить примерную картину, мне понадобилось 10, от силы 15 минут. Вижу, что недостает примерно около 500 долларов. Сумма для тех времен — внушающая уважение. Вызываю своего помощника, протягиваю ведомость — распишись внизу и поставь рядом с подписью сумму — 500 долларов. Тот — в бутылку полез: в чем дело? Я второму штурману прямо говорю, что он украл деньги. Объясняю, что могу взять эту сумму на себя, но тогда по приходу в родной порт вызываем представителя спецслужб и сдаем незадачливого воришку в их руки. Второй штурман так и не понял, как мне удалось так быстро все посчитать, но недостающие доллары вернул.
Пришли в Корсаков. швартуемся у причала. Стою в штурманской рубке, вижу, как опустился на землю трап, и второй штурман быстро со своим багажом спрыгивает на причал. Спустился, чуть ли не бегом отправился с территории БОРа. Больше на моем трудовом пути он не попадался…
90-е годы прошлого века. Суда, оборудование БОРа распродавалось. Большая часть БМРТ была продана китайцам и индусам. Мы с товарищами организовали небольшую фирму, у нас в наличии — два БМРТ и среднетоннажный транспортный пароход. Приходит от японцев заказ на 300 тонн металлолома. Погрузили, пришли в японский порт, выгрузили. Решили с капитаном судна зайти в ресторанчик, пообедать, дела обсудить. Подходит к нашему столику японец- официант и на чистейшем русском языке спрашивает у нас, что будем заказывать. Удивился я: на таком русском может разговорить только человек, проживший в России длительное время. По ходу нашего разговора выяснятся, что жил он на Сахалине, мало того, там же, на острове и родился. У меня же в голове как озарение: звать вас Чиба Теджио? И родились вы в Ниси Найбути (селение у реки Найба)? Пришло его время удивляться: откуда знаете мое имя и где я родился?
В далеком детстве моя мама рассказала мне, что в один день вместе с ней рожала и японка, сына назвали Чиба. Мамин рассказ, как и имя японца, я запомнил на всю жизнь. И вот — случилось невероятное (такого не может быть по определению, но — тем не менее!) — два совершенно чужих человека, которых объединят только общее место и время рождения, встретились на японской земле! Как оказалось, вскоре после рождения родителей Чиба депортировали в Японию. Он же остался на Сахалине с родственниками-корейцами. Учился в Загорске (Долинский район) — сегодня этого населенного пункта уже нет на карте области, получил советское гражданство, переехал в Приморье, отсюда был призван на два года в ряды советской армии. Отслужил, родители к этому времени уже постарели, стали просить, чтобы сын приехал в Японию. Приехал, работает, как мы думали поначалу, официантом. Пообедали, поговорили, Чиба сказал, что проводить нас. По пути зашли еще в один ресторанчик, потом еще в один. Счета оплачивает японец. Намекаем ему, что может остаться так без денег. Смеется в ответ, машет рукой: у меня 17 подобных ресторанов! На наш резонный вопрос: почему тогда работает официантом, получили не менее экстравагантный ответ: это мое хобби…
…По возвращению в родной порт, капитан парохода в письме в комитет госбезопасности изложил в подробностях эту невероятную историю. Не знаю почему, но меня никуда вызывать не стали. Значительно же позже знакомый комитетчик рассказал продолжение, точнее начало истории о Чиба. Как оказалось, японец оказался еще тем «фруктом»: до призыва в армию был завербован японской разведкой, разъезжал по районам Средней Азии, выяснял расположение наших частей, интересовался оружием. Данные передавал дальше, по цепочке, своему сообщнику. В общем, играл в шпионские игры. Как бы то ни было, до поры до времени разоблачить его не удалось. А там и родители постарели, уехал он в Японию…
Во все времена на пароходах в рейсе были собаки, различные домашние животные (кошки, хомячки, кто-то брал с собой и попугаев). Очевидно, у людей есть потребность в общении с животным миром. Как-то при очередном тралении в сетке трала оказался сивуч. Его вытащили. Думали испугается, прыгнет за борт. А он подошел к нашей собаке, они обнюхали друг друга. И получилось так, что сдружились морской и земной животные. Вместе кушали сырую рыбу, вместе проводили досуг. Больше месяца сивуч находился на пароходе в качестве «почетного» гостя. Потом как-то видим, проснулся он, посидел и с борта в море махнул…
В одном из рейсов на борту была небольшая обезьянка — Яшка. Матросы сшили для нее тельняшку, брюки, и она расхаживала по пароходу, выискивая, где можно урвать кусочек пищи (не важно чего!) повкуснее да полакомее! В отличии от обезьянки в кинофильме «Полосатый рейс», которая не могла жить без проказ, наш Яшка был спокойный, немного флегматичный: не трогай его, и он буде вести себя соответствующе. Ночью придет к собаке, обнимет ее и спят так дружки до утра. Членов экипажа умиляли до слез такие картинки…
«Восход» уже публиковал некоторые истории капитана дальнего плавания Валерия Голошумова. Ещё больше о приключениях корсаковских рыбаков и моряков можно прочитать на нашем канале Дзен.