На 25 апреля 1986 года была запланирована остановка 4 энергоблока Чернобыльской АЭС для очередного планово-предупредительного ремонта. Во время таких остановок обычно проводились различные испытания оборудования, как регламентные, так и нестандартные. В этот раз целью одного из них было испытание режима «выбега ротора турбогенератора», предложенного генеральным проектировщиком — институтом Гидропроект — в качестве дополнительной системы аварийного электроснабжения.
Примерно за сутки до аварии (к 3:47 25 апреля) мощность реактора была снижена примерно до 50% (1600 МВт). В соответствии с программой отключили систему аварийного охлаждения реактора. В последующие часы продолжалось постепенное снижение мощности реактора.
26 апреля 1986 года в 1:23:04 начался эксперимент, но в 1:23:45 в ходе проведения проектного испытания турбогенератора № 8 на энергоблоке № 4 произошёл взрыв, который полностью разрушил атомный реактор. Здание энергоблока и кровля машинного зала частично обрушились. При этом погибли 2 человека — оператор главных циркуляционных насосов Валерий Ходемчук и сотрудник пусконаладочного предприятия Владимир Шашенок. В помещениях и на крыше реактора возникло более 30 очагов пожара.
К 2:10 основные очаги пожара на крыше машинного зала были подавлены. К 2:30 возгорание на крыше реакторного отделения было локализовано, в 5:26 26 апреля ликвидировано.
Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, основную ответственность за аварию на ЧАЭС возложила на оперативный персонал и руководство электростанции. Эту точку зрения поддержала консультативная группа МАГАТЭ.
Утверждалось, что авария явилась следствием маловероятного совпадения нарушений правил и регламентов со стороны персонала, а катастрофические последствия возникли из-за того, что реактор был приведен в «не регламентное состояние».
Однако, в 1991 году комиссия Госатомнадзора СССР заново рассмотрела этот вопрос и пришла к заключению, что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала Чернобыльская авария приобрела неадекватные катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора».
Кроме того, комиссия проанализировала действовавшие на момент аварии нормативные документы и не подтвердила некоторые обвинения из ранее выдвигавшихся в адрес персонала.
Не стоит также забывать, что катастрофа повлияла не только на людей, но и на животных.
Материал подготовлен на основании данных МЧС России, научного журнала Российской академии естествознания.