сб, 23 нояб.
15:57
Корсаков
-2 °С, облачно

Курбан-байрам 2023: история, традиции и почему принято приносить в жертву барана

26 июня 2023, 21:21АКТУАЛЬНОФото: pxhere.com

Курбан-байрам — один из двух великих мусульманских праздников, который празднуют ежегодно через 70 дней после Ураза-байрам, в десятый день месяца Зуль-хиджа. Он связан с пророком Ибрахимом, который готов был принести в жертву своего сына по приказу Аллаха. Тогда появилась традиция заклания барана.

В 2023 году праздник Курбан-байрам наступит после захода солнца 28 июня и будет продолжаться до 2 июля. Эти дни являются государственными выходными в большинстве мусульманских стран. Праздник жертвоприношения является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне паломники восходят на гору Арафат, а в день жертвоприношения совершают символическое кидание камнями и семикратный обход вокруг Каабы.

История праздника Курбан-байрам:

Жена пророка Ибрахима Сарра была бесплодна. Спустя двадцать лет, как они поселились на территории Палестины, Сарра предложила пророку Ибрахиму взять в жены Хаджар, в надежде на то, что Всевышний все же дарует им потомство. Пророк Ибрахим последовал совету Сарры, и в скором времени Хаджар забеременела. Но отношения между Саррой и Хаджар испортились.

Через некоторое время родился сын, которого назвали Исмаилом. Сарра стала сильно ревновать Хаджар и потребовала от пророка Ибрахима, чтобы тот отвез ее и ее маленького сына в какую-либо отдаленную местность. Пророк Ибрахим последовал ее желанию и отвез Хаджар с Исмаилом, который на тот момент был еще совсем младенцем, в мекканскую долину, где тогда никого и ничего не было.

Известно, что когда пророк Ибрахим привез их туда и оставил, Хаджар помчалась вслед за ним и в ужасе воскликнула: «О Ибрахим! Куда ты уходишь, оставляя нас там, где нет никаких средств к существованию?!» Пророк Ибрахим ничего не ответил. Тогда она стала проявлять настойчивость и спросила: «Это Аллах (Бог, Господь) так приказал?». Получив положительный ответ, она сказала: «В таком случае Он не даст нам пропасть!».

Мать Исмаила кормила его грудью и пила имеющуюся воду, но вода в бурдюке закончилась. Оба почувствовали жажду, ребенок начал изгибаться, мучаясь. Она отошла, не могла смотреть на это. Неподалеку увидела гору ас-Сафа, которая была самой близкой к ней, и поднялась на нее. Оттуда, смотря на долину, она постаралась найти кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с этой горы, а достигнув долины, подняла подол своей одежды и, будучи изнуренной, бросилась бежать. Когда же пересекла эту долину, то достигла аль-Марвы. Поднявшись на нее, она стала смотреть, [пытаясь] увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. И так семь раз». Так возникла традиция совершения ритуального бега между этими двумя горами»

После всех приложенных усилий и стараний в поиске воды Хаджар услышала какой-то тихий голос. Как оказалось, это был ангел, пришедший к ней с вестью о том, что забьет источник воды Зам-зам. Этот священный источник продолжает бить и по сей день, утоляя жажду миллионов паломников.

Когда Исмаил достиг юношеского возраста, от Всевышнего на долю пророка Ибрахима выпало очередное испытание: сновидение пророка Ибрахима, в котором он приносит своего сына Исмаила в жертву Богу. Поскольку сновидение, увиденное пророками, зачастую является приказом Всевышнего к совершению определенного действия, то пророк Ибрахим понял, что Творец приказывает ему принести в жертву своего сына.

Ибрахим на тот период времени был в очень преклонном возрасте, а Исмаил — единственным долгожданным сыном, дарованным ему спустя многие годы ожидания. Несмотря на все это, пророк Ибрахим был полон решительности, чтобы выполнить повеление Господа. Но прежде чем сделать это, Ибрахим рассказал все сыну, который ответил покорностью и смирением. Когда оба приготовились выполнить повеление, и пророк Ибрахим, взяв в руки нож и положив сына на землю, попытался совершить обряд, Господь остановил его, дав знать, что на этом испытание завершилось и оно прошло успешно. И вместо Исмаила Господь повелел принести в жертву барана.

Это событие положило начало мусульманской традиции заклания жертвенного животного на праздник Курбан-байрам, пишет umma.ru. Поэтому на Курбан-байрам принято приносить в жертву барана. 

Фото: bipbap.ru

Традиции на Курбан-байрам:

  • В жертву можно принести барана, который достиг семи месяцев, быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нем не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса.
  • Нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных, а также таких животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха.
  • Треть мяса используют для угощения своей семьи, треть— дарят беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздают в качестве милостыни тем, кто просит об этом.
  • Шкуры животных отдают в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин.
  • В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда.
  •  Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
  • Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде желательно совершить ритуальное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями.
  • Перед молитвой есть не рекомендуется. После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.
  • Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Однако можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить — но только не в качестве оплаты. Тот, кто принес жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного — ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими ее частями.
  • Жертва приносится сразу после праздничной молитвы и до захода солнца третьего дня. Наилучшим днем для жертвоприношения считается первый день.