

О том, как поездки по бездорожью стали дорогостоящей, но увлекательной частью жизни — читайте в нашем материале.
Гонка внедорожников на Сахалине ежегодная, в 2023 году ее провели уже восьмой раз подряд, причём, большинство из них происходило в Корсаковском районе.
— Здесь мы работаем много лет, с властями сложились отличные отношения. Муниципалитет нас поддерживает, помогает решать организационные вопросы. В этот раз специально перед соревнованиями сотрудники ДРСУ оборудовали большую парковку для участников и зрителей. Кстати, есть большие планы: в следующем году хотелось бы провести либо Кубок Дальнего Востока, либо вообще Кубок России. В этом деле мы заручились и поддержкой министерства спорта Сахалинской области и администрации Корсаковского городского округа. Есть вероятность, что мы с этим статусным мероприятием включимся в состав фестиваля «Крылья Сахалина». Во всяком случае, организаторы хотели бы такого развития событий, — поделился с «Восходом» руководитель федерации автомобильного спорта Сахалинской области, председатель оргкомитета RFC Алексей Богатырь.
Квалифицированные спортивные судьи, подготовленные маршалы, заряженные спортсмены: RFC Sakhalin — это не просто «покатушки выходного дня», это спортивное мероприятие. Большинство участников — сахалинцы, и по итогам соревнований будет дополнена сборная Сахалинской области, которая в дальнейшем отправится на предстоящие гонки во Владивосток и в Хабаровск. Но есть и один экипаж из Приморского края — очень титулованные ребята, чемпионы своего региона.
Экипажи могут выбрать одну из четырех категорий в зависимости от своего транспортного средства: ATV — квадроциклы. R3 — более-менее гражданские внедорожники с небольшой степенью подготовки: шноркель, лебедка, небольшие колеса. R2 — это существенно модернизированные для преодоления бездорожья автомобили: большие колеса, другая подвеска и трансмиссия. R1 — это автомобили, специально построенные для участия в соревнованиях, они не могут передвигаться по дорогам общего пользования. Сами джиперы зовут такие машины «котлетами». В 2023 году больше всего участников именно в категории R1.
— Что касается общего количества экипажей, то могу сказать, что мы по второму закону диалектики переходим от количества к качеству. Самые массовые гонки на Пушистом собирали до 30 автомобилей — это, откровенно говоря, много, потому что возрастает нагрузка на судей и организаторов, да и само мероприятие затягивается по времени и, соответственно, теряет в зрелищности. Дело в том, что большинство новичков, мягко говоря, не сильно подготовлены, они какое-то время еще пытаются ехать, но вскоре, из-за поломок и резкого падения энтузиазма, половина выходит. Теперь участников меньше, на трассу вышли 20 экипажей, но их уровень не вызывает сомнений, — добавил Алексей Богатырь.
Соревнования проходят по правилам, очень близким к джип-триалу. В отличие от классического трофи с длинными спецучастками, здесь они значительно короче, до 300 метров, со сложным рельефом и специально подготовленными «засадами», которые нужно будет преодолеть. Для категории R3 секции сокращены, часть трассы для них закрыта во избежание критических поломок и тому подобных неприятностей, к которым спортсмены из этой категории могут оказаться не готовы. Организаторы учли ошибки, допущенные в прошлом году на соревнованиях в Анивском районе — тогда участники на менее подготовленных машинах подходили, смотрели трассу и попросту не решались ехать.
Оптимальный автомобиль для этого формата — Suzuki Jimny. Небольшая масса, рамная конструкция, классический полный привод, зависимая подвеска — одним словом, серьезный внедорожный потенциал. Конечно, ему не хватает мотора, но это вопрос решаемый, существует много вариантов свапа (замены агрегатов) для Jimny.
Кроме того, популярностью пользуется Suzuki Escudo. Есть и пара УАЗиков. Один из них — под управлением Ивана Клебанова, который участвует много лет, причем никто не понимает, каким образом он добивается своих результатов. В 2023 году он занял первое место в категории R2. Участник RFC 2023, штурман Алексей Гринкевич так описал его работу:
— Я тоже начал с УАЗа, мы были в одной категории. У нас обоих военные мосты, у него самоблоки, а у меня — принудительные блокировки. По двигателю — у него был родной ЗМЗ, у меня — дизель с Nissan Atlas TD27 вместе с коробкой. И вот мы идем по одному спецучастку, он проходит без проблем, а я либо ломаюсь, либо не доезжаю.
Мы были с ним на «Тропе Тигра», это финал дальневосточной серии RFC, и на Кубке Дальнего Востока по трофи. Там говорили — зачем вы вообще привезли сюда это корыто с болтами? А когда Ваня поехал, они сильно удивились, тогда он привез третье место в ожесточенной борьбе, — добавил Алексей Гринкевич.
Вообще, в 2023 году на сахалинской гонке хватало титулованных спортсменов. Сергей Конев, например, на той же «Тропе Тигра» со своим штурманом взяли третье место. В 2021 году Алексей Богатырь также занял третье место на «Тропе», и третье место в своей категории в Кубке Дальнего Востока по трофи.
В общем, на пятки дальневосточникам сахалинские ребята очень даже наступают. Хотя отставали изначально очень сильно. В 2016 году сахалинцы приехали на RFC как на обычные покатушки, на своих привычных Nissan Safari, поставленных на 39-е колеса. Понятно, что на Сахалине такой агрегат позволит много куда доехать, но в условиях триала это совсем не то. Конечно, они не могли конкурировать с настоящими спортсменами, но в том и была задумка: показать, как это может быть и как должно быть. Как нужно строить автомобили, как нужно ими управлять, чтобы добиваться результата. По сути, они были замкнуты на себе, поэтому и был выбран такой высококонкурентный формат RFC.
Отметим, что Rainforest Challenge — всемирно известная и одна из самых тяжелых в мире гонка в Малайзии, организуемая легендой мирового офф-роуда Льюисом Ви. Соревнование проводится уже более 25 лет при поддержке правительства Малайзии. Формат соревнования — небольшие по протяженности спецучастки с лимитом времени 15 минут, но требующие напряжения всех сил экипажа. Большое значение имеют мастерство пилота, мощность двигателя машины, скорость сматывания лебедки и высокая прочность внедорожника. Трассы прокладываются в джунглях по скалам, по глине и песку, по горным ручьям и рекам, с большим перепадом высот.
RFC входит в пятерку самых сложных и тяжелых соревнований в мире автоспорта и считается неофициальным Чемпионатом Мира по внедорожному многоборью.
Традиционно RFC привлекает самых лучших офф-роуд спортсменов со всего мира, в тоже время оставаясь одной из самых доступных и демократичных внедорожных серий.
Сейчас из него родилась серия соревнований по всей России, с одинаковыми правилами и техническими требованиями. Пока это является любительским соревнованием, а не официальной спортивной дисциплиной, но многие проводят эту гонку под эгидой джип-триала, потому что общего у них очень много.
Кстати, если изначально сертификаты на Малайзию получали довольно многие, то сейчас Льюис Ви это изменил, и только три гонки в России имеют право вручать победителям такой сертификат. Здесь возникают и финансовые ограничения — отправить морем соревновательный автомобиль — очень затратная затея, она однозначно не для всех. Кстати, в 2019 году сахалинская команда в Малайзии была, показала довольно-таки неплохой результат — экипаж Вадима Хмелева и Сергея Конева стал пятым в категории прототипов.
Джиперы стараются ездить между регионами, чтобы поучиться и поучить друг друга. Тем самым развиваются, отрабатывают тонкости, совершенствуют правила и регламенты.
В RFC для автомобилей есть технические ограничения, чтобы соревнования не превратились в гонку кошельков. Спортсмены строго ограничены в категориях, чтобы залогом победы был не конструктив, а работа экипажа. Борьба идет на секунды, каждое движение спортсменов отработано, чтобы не терять время. Зато такой спорт дает уникальный опыт, закалку характера и незабываемые впечатления. По сравнению с этим деньги — ничто.