По итогам года приставы добились выплаты примерно третьей части от общей суммы — почти 60 млн из 180. Одним словом, динамика заметная. Из тех, кто не соглашался платить добровольно, 58 должников привлекли к административной ответственности. В основном, это были обязательные работы, но один человек все же оказался под арестом. А еще за неуплату возбудили 30 уголовных дел, по 28 из них судьи вынесли обвинительные приговоры. Чтобы не доводить ситуацию до этого, лучше платить добровольно, — в сотый и тысячный раз объясняют приставы должникам.
Чтобы удостовериться, что люди все правильно поняли, существует практика таких вот личных встреч. На привычном для силовых структур УАЗике мы колесим по корсаковским дворам. Интересно, видишь город с непривычной стороны. Пока едем, задаю вопросы.
— Много ли в городе должников по алиментам? — Хватает, это сотни людей.
— А есть ли те, кто исправляется? — Да!
И начинают приводить примеры. Именно в этот момент становится ясно, что смысл работы для этих людей не только в том, чтобы добиваться исполнения решений суда. Делать показатели, конечно, важно, и в этом корсаковский отдел на высоте. При этом наши приставы искренне хотят помочь тем, кто готов жить по-другому, хотя и в чем-то оступился, совершил ошибку.
Все действия выездной группы выверены на опыте: они знают, в домофон какой квартиры позвонить, чтобы наверняка открыли подъездную дверь, от каких должников ждать слез, а от кого — ругательств, как общаться даже с самыми буйными, как отделить ложь от правды в рассказах людей.
И вот адрес — одно из городских общежитий. По информации сотрудников службы, здесь проживает должница. Она не может платить алименты, потому что не имеет собственного дохода. На работу не берут — вероятно, из-за алкоголизма. Единственным источником средств могла бы стать пенсия по инвалидности, но она никак не соберется оформить документы. Но с законом не поспоришь, установлена обязанность перечислять деньги на нужды несовершеннолетних детей, даже если они уже не живут с родителями. Зачастую единственный способ проверить, как обстановка — зайти в гости. Звонка или добровольного визита в отдел от такой публики не дождаться.
Итак, дверь открылась. Некий мужчина сообщил, что свою бывшую спутницу давно не видел. Но была и хорошая новость: оказалось, с документами на инвалидность ей теперь помогает волонтер социальной службы. Значит, дело сдвинулось, и когда процесс завершится, ребенок будет получать выплаты. Все правильно! Приставы заметно рады.
Следующий адрес. Вроде бы семья. «Ничего им не подписывай!» — нажимая на слова, суетится мужчина в халате. Что-то еще бормочет, проходя мимо нас, но не вмешивается. Сама женщина молода, но голос жесткий, сыплет ругательствами и много говорит на повышенных. Приставы ведут себя подчеркнуто корректно. В итоге мать садится писать объяснение, почему не переводит деньги несовершеннолетнему ребенку, живущему отдельно. Здесь важно отметить, что приставы — совсем не беззубые в правовом смысле, в их арсенале достаточно мер воздействия, просто не во всех случаях их удается применить.
Зато следующий должник в полной мере ощутил административные последствия неисполнения своих обязательств. Они с бывшей женой не смогли договориться о содержании ребенка, дошло до суда, и теперь ситуацию регулируют приставы. Что же получилось? Мужчина говорит, что давал наличные, думая, что они зачтутся в счет алиментов. Женщина, с которой тут же связались, сообщила, что считает эти деньги просто добровольной помощью. В итоге приставы наложили арест на имущество должника, выдали ему квитанции для платежей, а заодно разъяснили, что этой ситуации не было бы, воспользуйся он для перевода мобильным приложением банка, где перевод был бы адресным.
Удалось убедиться, что бывают и положительные примеры. Оказалось, что по одному из адресов человек добровольно и в полном объеме выполняет свои обязательства. Правда, не сообщает об этом. В ходе общения с приставом мужчина вежливо всё объяснил и показал подтверждающие документы о платежах.
Я не засекал, но ездили мы точно больше двух часов. Может, порядка трех. Посетили десяток адресов, не везде попали в квартиру. Наслушался историй, той самой жизненной правды, узнать которую можно только наблюдая со стороны работу профессионалов. А еще стало понятно, ценой какого труда достигаются показатели эффективности служебной деятельности отдела судебных приставов Корсаковского района.