вт, 31 дек.
04:06
Корсаков
-15 °С, облачно

Корсаков в лицах: История о том, как Сергей Нуров прошел трудовой путь от матроса до капитана

13 октября , 21:52АКТУАЛЬНОФото: Сергей Нуров - справа

Ему уже седьмой десяток лет. Но, несмотря на возраст, он продолжает нести трудовую вахту, на которую заступил еще в юности, и не мыслит без нее своей жизни.

Волею случая и своего отца, отслужившего срочную службу в Приморье и решившего обосноваться на острове, где для переселенцев с других регионов страны были определенные льготы. Так и оказался в Холмске со своей семьей шестилетний Сережа, родившийся в поселке Северный Калининской (ныне – Тверской) области.

В детстве Сережа мечтал стать танкистом. И это был не сиюминутный порыв, а осознанное решение. До поры до времени поддерживал его стремление и папа – уж очень хорошо сын разбирался в технике. И все же именно отец посоветовал сыну идти в Холмское мореходное училище после окончания восьмилетки. И к дому – ближе, и сын будет под присмотром отца.

Сказано – сделано, и вот он уже курсант, зачислен на факультет судоводителей, отделение портофлот (совмещенная профессия механика и штурмана).

Сегодня можно открыть секрет Сергея Магомедовича более чем 40-летней давности: при поступлении в мореходное училище он не переносил качки. И чем больше о ней думал, тем больше от нее страдал. Но все признаки морской болезни у курсанта Нурова испарились после первой морской практики, которую он приходил в Холмском порту на плавкране. Работы было много, не до мыслей о качке, и она таинственным образом испарилась, отстала от курсанта.

Вторая практика – в Александровске-Сахалинском, на катере, который буксировал плашкоуты с грузом. Однажды во время одного из тайфунов, пришлось курсанту самостоятельно встать за штурвал. И он справился, не подвел. В условиях сильной качки сумел привести благополучно плашкоут до рейда.

Третью практику, в Магадане, Сергей Нуров проходил на сухогрузе т/х «Скреплев», возившем грузы по северному завозу. Экипаж – дружный, капитан судна – замечательный. Надо сказать, что каждая из морских практик давала курсантам возможность «потрогать» профессию руками. Работал Сергей на совесть, и капитан предложил ему вернуться к нему на судно после окончания училища. До сих пор в домашнем архиве Сергея Магомедовича хранится выдержка и фото из газеты «Магаданская правда», где рассказывается о дружном коллективе сухогруза. Но в Магадан он не поехал, а после учебы устроился в Корсаковский морской торговый порт (портофлот).

Первое рабочее место – самоходный рейдовый плашкоут. Сергей устроился на него матросом-мотористом. И за полгода успел хорошо изучить машинное отделение СРП-131. Если ему что-то было непонятно, не стыдился расспрашивать, уточнять, записывать в тетрадку (она и сегодня хранится у него дома!). Капитан СРП-131 Владимир Михайлович Еремин заметил настойчивость и целеустремленность парня, и вскоре его назначают на должность сменного помощника капитана СРП-131. В этой должности он отрабатывает на плашкоуте еще два года. Потом – 10 лет старшим механиком на СРП-9.

Прошло уже несколько десятков лет, но до сих пор память Сергея Магомедовича хранит воспоминания о славных трудовых буднях и, конечно, различных смешных случаях. Вот один из них.

Как-то зашел плашкоут в один из иностранных портов, стоят на палубе члены экипажа, смотрят, по пирсу, плетутся наши рыбаки – Тарапунька и Штепсель, как сразу окрестили их за разницу в росте. Бредут, значит, а на каждом по несколько баллонов авторезины, всего в количестве восьми штук. Вот идет меньший, пошатнулся, вот-вот в воду свалится. Но высокий товарищ не дает ему упасть, отталкивает от края воды. Идут дальше. Все повторяется. И так несколько раз. А экипаж плашкоута смотрит, переживает – дойдут до своего судна или нет? Дошли. Только тогда вздохнули с облегчением…

Когда в 90-х с работой стало трудно, доводилось Сергею поработать и водителем такси. Бывало, принесет домой после ночной смены выручку – едва на булку хлеба хватит, улыбнется жене печально, разведет руками – увы, сегодня больше ничего нет… Легче стало, когда имя диплом штурмана пошел с ним работать на большой флот.

Около полутора лет ходил Сергей Нуров помощником капитана на японской рыболовной шхуне «Восток-3». Был на промысле трески, трубача, красного окуня, палтуса. Здесь пригодилось умение старпома вязать морские узлы, сети, а также способность разговаривать с людьми, вникать в их нужды и чаяния, впитывать в себя опыт других, сравнивать, запоминать, применять на практике.

После «Востока-3» его пригласили на работу в «КурилГео». Компания на Курильских островах проводила геологоразведочные и добычные работы золота и серебра. Здесь Сергей Нуров был боцманом на рефрижераторе «Лабрадор» – возил контейнеры, песок, цемент, продовольствие. Позже продолжил работу на линии, только уже в качестве капитана.

Случается так, что на обыденные для себя вещи человек начинает смотреть другими глазами. Так произошло и Сергей Нуровым, когда он работал на теплоходе «Висмар», чисто речном судне, курсировавшим между Владивостоком и Курилами.

Как-то раз экипаж получил ответственное задние – доставить в стойбище эвенков корреспондента газеты и оператора, которые должны были написать (и показать) трудовые будни оленеводов. Дошли по морю до места, корреспонденты побеседовали с тружениками тундры, запечатлели на кинопленке. На обратном пути попали в шторм. Для членов экипажа – ничего особенного, подобное происходит регулярно. Другое дело – корреспондент с оператором. Они впервые оказались в такой ситуации и в полной мере прочувствовали, что это за штука такая «болтанка». Но главное, увидели, каково приходится членам экипажа, которым в таких условиях нужно продолжать свою работу. А это – далеко не просто, когда все вокруг раскачивается, летает, а сверху накатывают волны! После шторма отношение журналистов к членам экипажа изменилось. Безусловно, они знали, что для работы в море требуются смелость, мужество и много других тому подобных качеств. Но видеть в реальности людей, обладающих этими качествами и умеющих преодолевать разгул стихии, им до этого не приходилось. Да и струхнули они порядком, ведь любой шторм – риск для жизни. Так что весь оставшийся путь «гости» судна не скрывали восхищения, выражали огромную благодарность и проявляли безмерное уважение. Как признался в разговоре Сергей Магомедович, такая оценка труда экипажа была приятна.

***

От матроса до капитана. В чем секрет успешной карьеры Сергея Нурова? Наверное, в том, что он серьезно работал над собой, изучал профессию моряка с самых низов, совершенствовал свои навыки, и, конечно, старался проявить себя с хорошей стороны. Сейчас он по-прежнему работает в порту. Правда уже не капитаном большого морского судна, а на буксире. Занимается швартовкой-отшвартовкой пароходов.

Возможно, кто-то скажет: понятно, пошел на пенсию, перевели на «легкий» труд. Но это только на первый взгляд кажется, что его теперешняя работа не требует особых усилий. На самом деле в ней много «подводных камней», много сложностей. Бывает, как он сам говорит, все проходит нормально, как по накатанному. А случается, вымотаешься на работе, домой придешь и начинаешь, как зомби, ходить по квартире, снова и снова обдумывая свои поступки и принятые решения – почему вышло так, а не иначе, и как можно было сделать лучше.

Такой вот характер: критичный и требовательный к себе. Так и прожил свои годы. А за ответственное отношение к работе награжден многочисленными грамотами, знаками «Победитель социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда», имеет другие поощрения.

Завершу рассказ о Сергее Нурове словами поэта Александра Первушина. Они лучше всего передают смысл жизни этого человека:

Путей, отпущенных судьбою,Всех отыскать уже нельзя –Не остается долго в мореСлед за кормою корабля.Лишь черточками-курсами на картахДорога моей жизни пролегла.И версты измерял я не шагами,А ходом корабельного винта...