Встреча оказалась плодотворной: стороны договорились о реализации проекта по производству карьерных самосвалов на водородных топливных элементах.
Сотрудничество между Сахалинской областью и «БЕЛАЗом» уже имеет свою историю. Ведущее угледобывающее предприятие на Дальнем Востоке России – «Восточная горнорудная компания» (ВГК) – активно использует технику БЕЛАЗ на месторождениях в Углегорском районе. В арсенале ВГК насчитывается более 150 карьерных самосвалов, и теперь планируется обновление автопарка с помощью водородных технологий.
Валерий Лимаренко подчеркнул, что водородное топливо является не только экологически чистым, но и экономически выгодным и энергоэффективным. Оно не дает вредных выбросов в атмосферу и обладает большим запасом хода. «Мы намерены развивать нашу совместную работу. Предлагаем переходить на использование водородных технологий. Для нас это стратегическое направление», – отметил губернатор.
В Беларуси была подписана дорожная карта, обозначающая конкретные шаги по созданию гибридных карьерных самосвалов на водородных топливных элементах. Подписи под документом поставили представители АО «Новые производственные технологии» (НПТ), Московского физико-технического института (МФТИ), ОАО «БЕЛАЗ» и АО «Русатом Оверсиз» (РАОС).
Сергей Лесин, генеральный директор БЕЛАЗа, выразил уверенность в успешной реализации проекта. «Это будут уникальные карьерные самосвалы, разработанные специально для Сахалинской области. Россия – основной партнер нашего предприятия. И с островным регионом у нас налажены надежные деловые связи», – отметил он.
Проект будет реализован в несколько этапов. На первом этапе создадут пилотный образец самосвала «Н2-БЕЛАЗ-ГИБРИД» и инфраструктуру для его заправки. Испытания планируется провести на сахалинском месторождении ВГК. Второй этап предполагает создание промышленной инфраструктуры водородной энергетики и наладку серийного производства карьерных самосвалов «Н2-БЕЛАЗ-ГИБРИД».
По мнению экспертов из науки и бизнеса, реализация этого проекта может стать ключом к эффективному продвижению водородных технологий в транспортном секторе. Они будут востребованы не только на Сахалине, но и в других российских регионах, стремящихся к уменьшению углеродного следа.