ср, 28 янв.
20:36
Корсаков
-10 °С, облачно

М. С. Корсаков: к 200-летию человека, чьим именем назван город. Часть 2

22 января , 10:21АКТУАЛЬНО
Фото:

Мы продолжаем рассказ о представителях высочайшей власти в Восточной Сибири, генерал-губернаторах, чья деятельность оставила заметный след в истории края.

Напомним читателям, что в 1822 году Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское. При этом, в Западную Сибирь с центром в Тобольске (с 1839-го – в Омске) вошли Тобольская и Томская губернии и Омская область.

А Восточная Сибирь объединила образованную в 1822 году Енисейскую губернию с огромной Иркутской губернией, в которую в то время входили Якутская область, Охотское и Камчатское приморские управления. Позднее, в 1851 году, в состав Восточной Сибири была включена и Забайкальская область.

Центром Восточно-Сибирского генерал-губернаторства стал город Иркутск. Среди восточно-сибирских генерал-губернаторов было немало личностей, которые гораздо шире, чем данные им инструкции, понимали задачи управления краем, пытались комплексно подойти к его развитию, искренне стремились сделать его лучше. Именно эта сторона их деятельности осталась в памяти благодарных потомков.

Первым генерал-губернатором Восточной Сибири с 1822 по 1833 год стал Александр Степанович Лавинский.Родился он 12 (23) апреля 1776 года, и вскоре после рождения получил потомственное дворянство. Начал службу в 1788 году сержантом гвардии. Участвовал в русско-шведской войне (1788-1990) и в польской кампании (1793–1996). После увольнения из армии в 1797 году построил весьма успешную карьеру: литовский почт-директор, Литовско-Виленский гражданский губернатор, Таврический гражданский губернатор, директор Департамента государственных имуществ, а 23 марта 1822 года был назначен генерал-губернатором Восточной Сибири.

Первый генерал-губернатор Восточной Сибири А. С. Лавинский сыграл заметную роль в устройстве управления Нерчинских сереброплавильных заводов. Время его правления совпало с прибытием в Сибирь сосланных участников декабрьского восстания 1825 года. После восстания декабристов Лавинский был назначен членом Особого комитета, разрабатывавшего правила и документы пребывания декабристов на каторге и в ссылке.

В 1826 году в Иркутск стали прибывать первые партии декабристов, которые по распоряжению генерал-губернатора направлялись на тяжелые работы в Нерченские рудники. В дальнейшем Александр Степанович к декабристам относился с уважением: покровительствовал А. Н. Муравьеву и добился его назначения на должность городничего в Иркутске, а затем председателя Иркутского губернского правления.

Российский историк и мемуарист, известный бытописец Сибири, полковник Эразм Иванович Стогов, который приходится дедом Анны Андреевны Ахматовой, в своих очерках и воспоминаниях (журнал «Русская старина» № 9, 1878 год) писал: «…Лавинский был очень добрый человек, с большим тактом главного администратора. Лавинский все знал, что делается, на маленькие злоупотребления он смотрел снисходительно, а большие останавливал тем, что давал знать стороною, что это дело ему известно, – и этого было довольно...».

С 1822 года Лавинский являлся почетным членом Московского общества сельского хозяйства. В период его правления образована Енисейская губерния, главное управление Восточной Сибири, Губернский суд, в Иркутске в 1826 году была построена Лютеранская церковь.

Нерчинская каторга, учрежденная для горных (серебросвинцовых) работ кабинета Его Величества, с 1830-х годов стала обращаться преимущественно на разработку золотоносных площадей, главным образом на Карийском золотом прииске. В последние годы своего правления в Восточной Сибири Александр Степанович занимался устройством Нерчинских горных заводов, переданных указом Николая I в 1830 году в ведение генерал-губернатора.

В 1833 года Лавинский был отстранен от должности и 6 декабря того же года назначен сенатором, а 31 декабря 1835 года произведен в действительные тайные советники. В дальнейшем – почетный опекун Опекунского совета Санкт-Петербургского воспитательного дома, а с 1841 года – его председатель; член советов при Воспитательном обществе благородных девиц и Санкт-Петербургском училище Святой Екатерины; исполнял должность председателя и управляющего Сохранной казной при Санкт-Петербургском воспитательном доме.

За свою деятельность А. С. Лавинский был удостоен нескольких высших наград: ордена Святой Анны 1-й и 2-й степени, ордена Святого Владимира 1-й и 2-й ст., ордена и алмазных знаков Святого Александра Невского.

Александр Степанович Лавинский скончался 2 (14) августа 1844 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.Следующим «главным начальником края», чье пребывание на посту составило более десяти лет, был Вильгельм Яковлевич Руперт – генерал-губернатор Восточной Сибири с 1837 по 1847 год.

Родился он в 1787 году, происходил из голландских дворян, на русскую службу поступил в 1800 году юнкером в 1-й конно-артиллерийский батальон. Тридцать лет служил в саперных войсках, в составе которых участвовал в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 года, в заграничных походах 1813–1814 годов. Во время турецкой кампании 1828 года В. Я. Руперт отличился при устройстве переправы через Дунай и не раз обращал на себя внимание как искусный руководитель осадных и других военно-инженерных работ.

Во время восстания декабристов в 1825 году Вильгельм Яковлевич находился с саперным батальоном в Зимнем дворце, что в дальнейшем доставило ему особое расположение императора Николая I, который даже крестил у Руперта его сына Николая.Не был обойден В. Я. Руперт и высшими наградами, в том числе и орденами св. Анны II степени с алмазами и св. Анны I степени с императорской короной.В 1837 году Вильгельм Яковлевич назначен генерал-губернатором и командующим войсками Восточной Сибири. На должности генерал-губернатора усилил военное начало в управлении губерниями, особое внимание уделял улучшению путей сообщения, в частности строительству дороги между Иркутском и Кяхтой, руководил подавлением восстания рабочих на золотых приисках в Енисейской губернии и старообрядцев в Забайкалье.

Для размещения резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири казна приобретает у купцов Серебряковых лучшее в Иркутске здание на берегу Ангары – знаменитый «Белый дом», который стал центром официальной и общественной жизни края от берегов Енисея до Тихого океана. Здесь проводились официальные приемы посольств, проезжающих через Иркутск. Первым хозяином резиденции стал Вильгельм Яковлевич Руперт.

В силу своих личностных качеств он искренне стремился улучшить условия жизни отдаленного сибирского края. В период его правления в 1838 году в Иркутске был открыт Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой (так в XIX веке называли благотворительные заведения, созданное для заботы о детях-сиротах и подкидышах до достижения ими десятилетнего возраста).

В период правления Руперта в 1844 году по Ангаре прошел первый пароход. Купец Н. Ф. Мясников в 1843 году построил на ангарской верфи и спустил на воду первый в Восточной Сибири пароход «Император Николай I», который стал совершать регулярные рейсы по Ангаре и Байкалу.

В 1845 году по инициативе Вильгельма Яковлевича в Иркутске было открыто первое в генерал-губернаторстве среднее учебное заведение – Девичий институт Восточной Сибири. Еще в 1840 году он представил правительству проект устава Девичьего института, доказывая его необходимость: «...чтобы дочерям благородных чиновников дать по возможности сообразное с их званием и состоянием образование». До открытия учебного заведения дворянские семьи и высокопоставленные чиновники Восточной Сибири были вынуждены отправлять своих дочерей на учебу в Санкт-Петербург и Москву из-за отсутствия женского учебного заведения в Иркутске, а представительницам других слоев населения Восточной Сибири образование не было доступно.

Известный иркутский историк, публицист и общественный деятель, член Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества Всеволод Иванович Вагин в своей работе 1884 года «Сороковые года в Иркутске: из воспоминаний» так охарактеризовал личные качества Вильгельма Яковлевича: «В начале 40-х гг. Руперту было около 55 лет. …В деловых отношениях он был серьезен и важен, но не было человека проще его в домашнем быту: тут он был разговорчив, весел, иногда остроумен. Обращение его и его семейства отличалось той простотой хорошего тона, которая приобретается постоянным пребыванием в лучшем обществе. …Руперт был человек очень добрый. Доброта его, между прочим, проявлялась в снисходительном отношении к политическим ссыльным и полякам. Они не только свободно учили детей в Иркутске, но некоторые из них – пианист Кашевский, живописец Немировский, – учили даже в доме самого Руперта».

Ко времени назначения генерал-губернатором обширного края В. Я. Руперт был мало знаком с административной деятельностью, что сказалось на новом поприще. Он старался точно следовать распоряжениям петербургских властей, в результате за усердие в управлении генерал-губернаторством был награжден орденом Белого Орла в 1841 году. Тем не менее, отсутствие необходимых знаний и административных навыков, слабохарактерность и природное добродушие не позволили ему стать настоящим главой края.Проводимая в 1840-х годах сенаторская ревизия Восточной Сибири выявила множество упущений и недостатков в организации управления краем («но без личной корысти»), что привело к отставке В. Я. Руперта. Комитет министров предложил отдать Вильгельма Яковлевича под суд за выявленные нарушения в деятельности на посту генерал-губернатора, но Николай I отклонил это предложение и отправил добродушного, но слабохарактерного генерал-лейтенанта в отставку по собственному прошению: как уже отмечалось ранее, Руперт пользовался особым расположением Николая I после того, как один сохранил верность царю во время восстания декабристов. Покинув Сибирь, Руперт поселился в имении жены под Кишиневом. На посту генерал-губернатора он был предшественником Николая Николаевича Муравьева-Амурского, о выдающемся вкладе которого в развитие региона мы расскажем в следующей публикации.

И.Г ШекераА.Н. Бабушок

Понравилась статья?
по оценке 5 пользователей