И жизнь, и танцы, и любовь!

20 октября 2022, 10:39ТВОРЧЕСТВО
Фото:

Корсаковские танцовщицы покорили жюри престижного международного конкурса

Международный благотворительный танцевальный фестиваль Inclusive Dance объединяет 450 творческих коллективов из 70 регионов России и 36 стран мира.

Напомним, инклюзивный танец – это танцевальное творчество, в котором могут принимать участие люди с разными видами нарушений физического здоровья.

Сначала, согласно условиям конкурса, в оргкомитет фестиваля была отправлена видеозапись танцев творческого объединения «Чайка».

Высокий уровень мастерства, гармоничное слияние музыки и движений, дополненные чудесными сценическими костюмами, покорили компетентное жюри, в составе которого были известные мастера инклюзивного танца. Корсаковские «чайки» получили дипломы лауреатов II степени. Особенно высокие баллы получил вальс «Три розы» в исполнении Натальи Михеевой, Елены Козиной, Веры Щепетовой. Девушки были приглашены в Москву, где им предстоит побороться за Гран-при фестиваля и принять участие в заключительном гала-концерте.

Подготовка к ответственной поездке всегда предполагает список больших и малых дел, которые следует завершить в обязательном порядке. Но танцовщицы нашли в этой круговерти время зайти к нам редакцию, рассказать о себе, о том, как им удалось разорвать прочный круг предписаний и добиться права жить полноценно, ярко и интересно.

Наталья и Елена – сестры. Вера их подруга. Но они настолько дружат между собой, что их часто называют «три сестры». У них одни увлечения и интересы. Очень схожи и те «крутые маршруты», по которые им выпало пройти с самых первых дней жизни.

Детство всех троих пришлось на восьмидесятые годы. В это время в стране уже был принят ряд мер для повышения уровня соцобеспечения инвалидов – были введены различные льготы, продолжалось совершенствование систем пенсионного обеспечения и здравоохранения. И все-таки, инвалидность тогда считалась приговором. Было какое-то стойкое убеждение, что раз уж ты родился с ослабленным здоровьем, то тебе предназначено существовать потихоньку, где-нибудь на обочине жизни. Такое пренебрежительное, отвергающее отношение со стороны окружающих формировало у людей с физическими недомоганиями стойкое чувство неуверенности и наносило душевные травмы. Хорошо, если ребенок с ослабленным здоровьем мог найти опору и защиту в своей семье. И очень горько приходилось тем, кого предавали самые близкие люди.

— Родители оставили нас Леной в роддоме, — рассказывает Наталья. — Мы ведь с ней двойняшки. Совсем непохожи, да? Все этому удивляются. Сначала мы росли при детском отделении корсаковской больницы. Потом побывали в разных детских домах. Как нам там жилось? Знаете, всякое было… Но о плохом мы стараемся не вспоминать. А если говорить о хорошем? В детском доме я начала заниматься гимнастикой и аэробикой, научилась рукодельничать. А Лену очень тянуло к кулинарии. Поэтому она много времени проводила на кухне – помогала убирать, мыть посуду, готовить. После 18 лет нас перевели в областной дом-интернат для престарелых. Там мы прожили два года. Я не спорю, что такие учреждения нужны. Но это для тех, кто очень слаб из-за здоровья или возраста. А я решила, что мы можем и должны жить самостоятельно. Забрала документы и вместе с сестрой вернулась в Корсаков.

Очень похожая судьба выпала и Вере. С той лишь разницей, что ей было пять месяцев, когда ее маму и отца лишили родительских прав. А дальше такая же жизнь в детских домах, где даже самые добрые воспитатели и нянечки убеждали: «Радуйся, что накормлена и одета. На что тебе еще рассчитывать?». Но и она однажды приняла решение, что готова сама отвечать за себя. Хотя ей пуститься в самостоятельное плавание по жизни было, наверное, еще труднее, чем Наташе и Лене. Все-таки, девочки, как сестры, поддерживали друг друга. С Верой они познакомились и подружились позже. А до этого она могла рассчитывать только на собственные силы.

Вернувшись в родной город, девушкам негде было жить. Одно время ершистая и упрямая Наташа, устроив сестру у родственников, ночевала, где придется. В итоге так простыла, что несколько месяцев была вынуждена провести в больнице. Зато во время этих скитаний Наташа встретила хорошего и надежного человека, который стал ее мужем.

Но еще больше двойняшкам повезло в том, что в сознании людей начали происходить кардинальные перемены. Люди поняли, что инвалидность – не приговор. И если здоровые и сильные избавятся от барьеров в своих головах и начнут помогать тем, кому трудно двигаться, говорить, видеть или слышать, то жизнь станет лучше, светлее и добрее для всех.

С большой гордостью за Корсаков хочу сказать, что в нашем городе живет настолько много сердечных и отзывчивых граждан, что мы невероятно быстро освоили эту науку добра. Посмотрите, как много у нас проводится самых разных культурных и спортивных мероприятий для людей с ограниченными физическими возможностями! Рукоделия Наташи и Веры были показаны на городских и областных вставках. Наташины вышивки бисером были отмечены даже на одном из всероссийских конкуров. Так что она, как призер, несколько лет назад уже побывала в Москве. Кроме этого, подруги стали заниматься в группе здоровья во «Флагмане» и в Центре помощи людям с ограниченной возможностью

Но настоящим потрясением, круто изменившим их жизнь, стал концерт любительских танцевальных коллективов возрастной категории «50 +», которыми руководила председатель общественного движения «Сахалинский танцевальный мир» Татьяна Легкова.

— Я смотрела на сцену и не понимала, где я? Думала только о том, что готова все отдать, чтобы тоже так танцевать! И вдруг после концерта к нам подошла Елена Дыбская и спросила, не хотим ли мы записаться в группу, которая будет создана в КДЦ «Океан». У меня тут же вырвалось: «Я уже там!», — вспоминает Наташа.

С тех пор прошло четыре года. Инклюзивная группа танцевального объединения «Чайка» стала постоянным участником всех корсаковских праздников. Их уверенному и зажигательному исполнению польки, танго, фокстрота и цыганочки аплодировали зрители областного центра и других сахалинских городов.

— Не скрою, что работать с «исклюзивщиками» сложнее, — признается Татьяна Легкова. — Им труднее дается координация, сложнее запоминать движения. Но они если чем-то увлекаются, то увлекаются без остатка, до самого донышка души. И так искренне и открыто радуются самой маленькой победе, что и у меня словно крылья вырастают.

А вот когда у нее возникла идея поставить танец для наших «трех сестер», Татьяна Легкова точно вспомнить не может.

— Когда я наблюдала за ними, то всегда отмечала, какие они разные. Наташа – лидер по характеру, решительная, смелая. Лена, наоборот, очень женственная, мягкая. А у Веры природное чувство ритма, легкий шаг. Но в то же время у них есть общая способность не помнить плохое. Они тянутся ко всему доброму, красивому. И несмотря на все, что им пришлось пережить, искренне верят людям. Как-то само собой получилось, что мне захотелось создать для них такой танец, в котором бы раскрылась их внутренняя красота. И сами они раскрылись, как цветы.

Так родился вальс «Три розы». Татьяна Михайловна сама нашла для него музыку, продумала каждое движение и композицию. И даже прекрасные, расшитые стразами платья и роскошные шляпы – это ее подарок девушкам.

Вальс «Три розы», где бы его не показывали, на маленькой сельской сцене или в огромном концертом зале, всегда становится украшением программы. С первых тактов музыки, зрители попадают под его очарование и завороженно следят за плавными, грациозными движениями танцовщиц, за тем, как развевается легкая ткань платьев и покачиваются шляпы. А когда музыка смолкает, зал неизменно взрывается бурей аплодисментов и восторженными криками.

Сумеют ли девушки победить в Москве, или кто-то выступит лучше их, – это уже не так важно. Хотя, конечно, очень хочется, чтобы Гран-при достался Корсакову. Но даже без этого престижного приза, они уже победительницы. Они сумели доказать, что, если человек очень сильно захочет, он сам сделает все возможное и невозможное, чтобы осуществить свою мечту, и найдет друзей, готовых прийти на помощь.

И все-таки, возвращайтесь с победой, девушки!

Ольга ЕЖЕНКИНА