

Новое направление в учебном процессе появилось в прошлом году благодаря библиотекарю Юлии Бакшеевой. И теперь во время больших перемен учащиеся ДШИ периодически собираются в концертном зале, чтобы узнать много нового и интересного о людях, известных всему миру. А продолжить успешно начатое дело взяла на себя преподаватель хореографии Диана Минеева, организовавшая 20 ноября для детей творческую встречу, посвященную вековому юбилею великой балерине двадцатого столетия Майе Плисецкой.
В своей работе она активно использовала первоисточники и статьи из Интернета, а украшением встречи стали видеовставки, на которых легендарная балерина демонстрировала свой неповторимый талант.Плисецкая стала известна всему миру благодаря собственной, присущей только ей неподражаемой манере исполнения, смелости, позволявшей на высочайшем уровне таланта и вдохновения танцевать самые сложные балетные партии.
Ее пластика движений была легкой, как у птицы в небе.Майя появилась на свет 20 ноября 1925 года в Москве. Отец девочки Михаил Эммануилович был советским дипломатом, а мама, Рахиль Михайловна, актрисой, игравшей в немом кино.
Когда будущей балерине исполнилось семь лет, семья переехала на архипелаг Шпицберген, где глава семейства занял должность консула СССР.Большое впечатление на творческое развитие ребенка произвели ближайшие родственники – тетя Суламифь и дядя Асаф, бывшие тогда звездами столичного балета. Именно они привили интерес девочки к театру и вообще сыграли очень важную и благотворную роль в ее жизни.
Когда в жестокие сталинские времена, в 1937 году, по клеветническому доносу арестовали и затем расстреляли отца, а мать, как жену врага народа, отправили в исправительный лагерь, девочке и ее брату грозил детский дом, где они были обречены на жестокое обращение и беспросветное прозябание. И уж точно ни о каком балете Майе в таких условиях и мечтать бы не пришлось, раскрывать таланты в задачу «органов перевоспитания» точно не входило…
Тогда-то родственники сумели проявить мужество и благородство, уговорив советских чиновников передать им на воспитание обездоленных детишек, и позаботились об их судьбах.
Майя стала жить у своей приемной матери Суламифь, которая рано увидела в своей воспитаннице зачатки могучего дара, и вместе с Асафом сделала все, чтобы развить его. Они постоянно удивлялись новым граням растущего таланта и не могли нарадоваться на этого чудо-ребенка.Все шло своим чередом до 22 июня 1941 года, когда в мир советских людей ворвалась Великая Отечественная война, ставшая новым большим потрясением в жизни будущей звезды мировой сцены. Семья была вынуждена эвакуироваться в Свердловск, где у девушки в течение года не было возможности заниматься хореографией и играть на сцене.
В этом городе не было балета. Но даже в этих непростых условиях, вопреки всему, Плесецкая впервые в своей карьере станцевала знаменитую партию умирающего лебедя.
В создании постановки приняла участие ее тетя, придумавшая для приемной дочки выход спиной к публике. Это позволяло сосредоточить внимание на руках танцовщицы, подчеркивая их красоту и пластичность. А чтобы добиться лебединой пластики и грации, Майя часами наблюдала за царственными птицами, стараясь запомнить и скопировать их движения.
В этом же трагическом году из лагерей вернулась в Москву мама. И девушка твердо решила вернуться в Первопрестольную – к балету и к самому близкому для нее человеку. Это ей удалось сделать только в конце 1942-го, когда наши войска успешно громили фашистов под Сталинградом, приближая начало перелома в ходе Великой Отечественной войны.
В это очень сложное для страны время Майя продолжила учебу и в 1943 году с отличием окончила хореографическое училище. Сразу после этого последовало предложение от Большого театра, где юной звезде поначалу приходилось довольствоваться крохотными ролями в составе кордебалета.
Конечно, для такого человека, как Майя Плесецкая, такое положение было недопустимым, и она изо всех сил стала проявлять свою творческую индивидуальность в танце.Первый успех пришел к ней в балете «Шопениана», где балерина блестяще станцевала мазурку, во время исполнения которой стремилась задерживаться в прыжке как можно дольше, чем неизменно срывала бурю аплодисментов.
Уже тогда театральный бомонд стал приходить именно «на Плисецкую». И она ни разу не подвела надежды своих поклонников. А вскоре ей стали поручать сольные роли, сначала небольшие, а затем и главные. Такие, как партия графини Раймонды в одноименном балете Глазунова или Одетты в «Лебедином озере» Чайковского.
Впоследствии именно это великое произведение гениального композитора стало главным в творческой судьбе легендарной балерины. Она станцевала его более восьмисот раз (!) на протяжении тридцати лет, объехав с «Лебединым озером» весь мир.Зрители с восторгом смотрели на ее танец в балете «Дон Кихот», восхищались «Авророй» и «Спящей красавицей». В каждом образе она была неповторима и прекрасна, а наряды для нее шили именитые модельеры. Работать со знаменитой артисткой они почитали за особую, очень высокую для себя честь.
В 1960 году, после ухода великой Галины Улановой, Майя Плесецкая стала примой-балериной Большого театра, и это дало ей большую свободу в выборе репертуара. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». Кармен в ее исполнении надолго вошла в историю мирового балета.При этом отметим, что талант известной танцовщицы был отмечен не только на Родине, но и за границей – в Монако, Франции, Бразилии, Италии, где были поставлены балеты с ее участием.
Танцевала она на большой сцене необычайно долго для ее коллег, карьера которых подходила к закату уже к тридцати годам. Со временем Майя руководством Большого театра была отправлена на пенсию, но сама она была с этим категорически не согласна и, назло годам, клеветникам и завистникам, продолжила карьеру в других театрах, в том числе европейских, участвовала в постановках как балетмейстер и хореограф.
Ее усилия были вознаграждены балетами «Анна Каренина» и «Дама с собачкой», созданными мужем балерины, всемирно известным композитором Родионом Щедриным. В них Майя Михайловна выступала не только в качестве хореографа, но и с огромным успехом исполняла главные женские партии.
Как каждый ярко одаренный человек, Плисецкая не ограничивала творческую деятельность одним видом искусства. Она также снималась в фильмах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.
А еще написала две книги, и поклонники восхищались тем, насколько откровенными и беспристрастными получились ее мемуары. Книга «Я, Майя Плисецкая» была опубликована в 1990 году, позже последовало продолжение – «Тринадцать лет спустя» и «Читая жизнь свою».За свою карьеру она получила множество наград, титулов и званий, как отечественных, так и зарубежных.
Обстоятельств ее жизни сложились так, что с 1991 года знаменитая артистка жила вместе с мужем в Мюнхене, но своим настоящим домом неизменно считала Россию, куда неоднократно приезжала.
Плисецкая презирала старость, с которой активно боролась, поэтому даже в почтенном возрасте выглядела гораздо моложе своих лет, была ухоженной и неизменно элегантной. Ее уход из жизни 2 мая 2015 года стал для миллионов людей полной неожиданностью.
Как говорили многие заслуженные деятели искусства, ей самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, а неповторимый талант был дан от природы. Она десятилетиями дарила людям яркие выступления, запомнившись им и как великая балерина, и как очень талантливый балетмейстер и хореограф.
А еще эта легендарная танцовщица запомнилась тем, что стала примером того, как талант и упорство могут преодолевать любые препятствия. Ее имя навечно вошло в анналы мировой культуры, а духовным завещанием для поклонников могут вполне стать слова Плисецкой: «Дам вам совет, будущие поколения. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь, до последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».