Литературную встречу «Мятежный гений вдохновенья», посвященную 205-летию со дня рождения великого русского поэта и прозаика, провели во «второй» школе 22 октября для учащихся девятых классов.
Любовь Пак, сотрудник библиотеки № 13, рассказала школьникам о знаменитой поэме «Демон», о том, как она повлияла на самого Лермонтова и на Врубеля, который иллюстрировал произведение. Лермонтов начал писать поэму в четырнадцать лет и продолжал работать над ней на протяжении всей жизни, вкладывая в нее все то, что творилось в его душе.
При создании Михаил Юрьевич вдохновлялся библейской легендой о падшем ангеле, восточным сказанием о любви горного духа к девушке-грузинке и о его ревности к ее жениху. Важнейшее влияние на Лермонтова оказал «Потерянный рай» Джона Мильтона. Также сыграли большую роль чувства автора к подруге детства Варваре Лопухиной.
Открытием для учеников стало то, что при жизни поэта «Демон» не был напечатан. После его смерти некоторые отрывки увидели свет в «Отечественных записках». Целиком произведение впервые издано в 1856 г. в Карлсруэ (Германия). Но в этот вариант не вошел значимый диалог Тамары с Демоном. Всего было восемь редакций поэмы.
Это произведение о вселенском противостоянии таких явлений, как добро и зло, которые сплетаются на страницах в один большой клубок. Это своего рода итог размышлений Лермонтова о том, способна ли любовь победить разочарование, скепсис и порок. Учащиеся много рассуждали на эту тему и пришли к выводу, что в итоге добро все равно побеждает, так как у зла сила относительная, не всепоглощающая. Образ Тамары как раз и является воплощением этой истины.
Иллюстрировал поэму Михаил Александрович Врубель, для которого тема борьбы со злом тоже была близка. Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к «Демону», можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. Его «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» были отображением личных страданий и переживаний. Для художника образ отрицательного персонажа стал роковым, так как он погрузился в него с головой. И это в прямом смысле свело его с ума – свои последние годы жизни Михаил Адександрович провел в психиатрической клинике.
В конце урока девятиклассники ответили на вопросы по пройденному материалу, высказали свое мнение по услышанному, а также проверили поэтическое чутье в литературном конкурсе.