чт, 31 окт.
05:35
Корсаков
+6 °С, облачно

Дистанционное обучение: подводим итоги

18 мая 2020, 09:05СОБЫТИЯ
Фото:

Пошел второй месяц с того момента, как в российских школах в силу чрезвычайных обстоятельств (коронавирусная инфекция) было введено дистанционное обучение, осуществляемое при помощи цифровых технологий.

Сегодня уже можно подвести некоторые итоги такой формы обучения, выделить проблемы, с которыми столкнулись преподаватели и учащиеся, отметить опыт, приобретенный методом проб и ошибок двумя сторонами образовательного процесса. Наш собеседник – и. о. директора школы № 1 Наталья Ковалева.
– Наталья Александровна, с какими проблемами и трудностями столкнулись учителя «первой» (и не только) школы на начальном этапе дистанционного обучения?
– Отмечу сразу, что  наши педагоги теоретически были подготовлены к введению дистанционного обучения. Они регулярно проходили курсы повышения квалификации, на которых знакомились с возможностями современных образовательных технологий, в том числе и дистанционных. Далее учителя-предметники порционно применяли их на своих уроках в школах. Многие педагоги уже несколько лет использовали в своей работе возможности образовательных платформ, таких как «Учи.ру»,  «Решу ЕГЭ», «Решу ОГЭ» и др. Но, конечно, одно дело использовать возможности дистанционного обучения, как части образовательного процесса, и совсем другое, когда необходимо полностью уйти от традиционного урока в образовательную среду дистанционного обучения.
Реальность дистанционного обучения, с которой мы столкнулись, превзошла все наши ожидания. Первое, что сделали наши педагоги, опираясь на уже имеющийся опыт, определили, какие формы обучения для них будут наиболее подходящими, каким образом проводить уроки-офлайн (детям дается задание, спустя время – проверяется), уроки-онлайн (наличие живого непосредственного общения учителя и учащихся). Надо было сделать все для того, чтобы дистанционное обучение действительно приносило пользу, а не проводилось «для галочки». Поэтому отступать нам было некуда и некогда. Пришлось все премудрости «дистанционки» познавать на практике в процессе обучения совместно с детьми и родителями.
–  Очевидно, что по ходу обучения, особенно на начальной стадии, пришлось столкнуться также и с техническими проблемами…
– Действительно, в начале дистанционного обучения возникли  проблемы технического характера. В частности, сайты для онлайн-обучения не выдержали большой нагрузки и «зависли» в первый же день. Детей и учителей буквально выбрасывало из программ. Пришлось учителям, пока провайдеры занимались решением проблем, давать  задания для самостоятельной работы  через «ватцап» или посредством сотовой связи отвечать на возникающие у учащихся вопросы. И – еще об одной проблеме, к сожалению, не технического характера. Оказалось, что не в каждой семье имеется необходимый набор технических средств, требующихся для осуществления дистанционного обучения. Пришлось быстро решать возникший вопрос, промедление в этом случае – недопустимо. Мы оперативно выявили, у кого из учащихся нет компьютеров, ноутбуков (планшетов). Изыскали возможность выделить из школьного фонда несколько ноутбуков во временное пользование. Также выяснилось, что во многих семьях нет возможности подключения к Интернету. А ведь одно из главных условий при дистанционном обучении – стабильная обратная связь! В случае отсутствия у детей Интернета мы предлагали им «пакетный режим» обучения. Педагоги готовили пакет заданий, инструкции для облегчения самостоятельного изучения нового материала. Каждый учитель понимал, насколько сложно нашим ребятам и их родителям и был готов оказывать им консультационную помощь 24 часа в сутки.
– Любое большое дело начинается с первого маленького шага. Что для учителей школы явилось таким шагом?
– С 30 марта по 6 апреля в нашей стране была объявлена «нерабочая» неделя, которой мы и воспользовались для организации методического сопровождения образовательного процесса в сложившейся ситуации. Важным для учителей нашей школы оказался и накопленный ранее опыт проведения дистанционного обучения отдельными преподавателями школы, уже использовавшими в своей практике различные платформы для обучения. Первое совещание, которое мы провели, было посвящено «плюсам» и «минусам» имеющихся образовательных платформ. Отмечу, что и само совещание мы провели в онлайн-режиме, на практике оценив возможности дистанционного обучения. В итоге, выбрали несколько платформ, в которых было удобно проводить уроки-офлайн. Для проведения же онлайн-уроков остановились на портале Zoom и стали вести уроки в режиме видеоконференций. По ходу проведения дистанционных уроков учителя нашей школы изучили достоинства и недостатки платформы, научились оптимально полезно использовать все ее преимущества. Возможно, многие улыбнутся, прочитав эти строки, но скажу «по секрету», что нам в процессе проведения дистанционных уроков не хватало в руке кусочка обыкновенного мела. Особенно это сказывалось в первые дни.
– Каковым было отношение родителей в первое время к дистанционному обучению?
– В первые дни дистанционного обучения у родителей (впрочем, как и у нас!) вопросов было больше, чем ответов. Им так же, как и учителям, приходилось постигать премудрости «дистанционки» на ходу. В этот момент на родителей легла большая нагрузка. Мое мнение – однозначное: если бы не было поддержки со стороны родителей учащихся, нам бы пришлось нелегко. От того, что они приняли и осознали необходимость дистанционного обучения, выиграли все: и дети, и учителя, и сами родители.
– Позади – месяц дистанционного обучения учащихся. Очевидно, уже можно делать определенные выводы в плане его «эффективности–неэффективности». Дистанционные уроки – какие они? Можно ли утверждать, что за ними – будущее? Как себя проявили учителя в такой неординарной ситуации?
– Вопросы и «плюсах-минусах» дистанционного обучения и необходимости его внедрения в практику школьной жизни на постоянной основе в обществе возникают постоянно.  После месяца дистанционных занятий с нашими школьниками мы, учителя, пришли к выводу, что нам не хватает живого общения с учащимися, их ответов, реакции, не хватает их глаз. Мы уверены: ничто не может заменить живое, непосредственное общение с учениками! При «дистанционке», когда отсутствует какая-либо реакция обучаемых на учебный процесс, обучение становится чисто механическим воспроизведением. Но, надо сказать, когда учителя нашей школы поняли, что дистанционное обучение – всерьез и надолго, что в нем – наше спасение, они перестали разводить «лирику» по поводу «хорошо это или плохо», а просто стали работать над тем, чтобы такой вид обучения приносил учащимся максимальную пользу. Учителя еще раз прошли курсы повышения квалификации по этой тематике, стали многие вопросы изучать самостоятельно. По сути дела, все учительское сообщество страны выступило в роли первопроходцев в новом неизведанном деле! Сегодня на первом плане борьбы с коронавирусной инфекцией находятся медицинские работники – это очевидно для всех нас. Но уверена, что, спустя время, и об учителях, забывших на период дистанционного обучения о своих семьях, нуждах, потребностях, о своем здоровье, в обществе будут говорить не в меньшей степени, чем сегодня говорят о врачах.
Сегодня идет много споров о том,  нужно или нет переводить школьное образование на дистанционную форму. Я думаю, время покажет. Но одно бесспорно, современное образование без дистанционных образовательных технологий уже не обойдется. Мы  приобрели неоценимый опыт, и теперь можем использовать эту форму работы не только с определенными категориями детей, но и организуя сетевое взаимодействие между школами нашего района.
– Были ли случаи, когда при проведении дистанционных уроков в учебный процесс вторгались неизвестные лица и мешали проведению урока-онлайн?
– Действительно, такие случаи были. В первое время мы и не подозревали, что подобное может быть на образовательном портале. Посторонние пользователи сети «Интернет» входили в систему во время проведения онлайн-урока, писали на «доске» и выкрикивали недопустимые вещи. Таким образом, мы выяснили, что такая платформа как Zoom допускает проникновение посторонних людей на «уроки». Наш технический специалист совместно с учителями-предметниками решил эту проблему. Сейчас все учащиеся  заходят на сайт под своим именем, с каждым  из них учитель предварительно общается.
–  Не могу не задать вопрос, волнующий сегодня родителей: что будет дальше?
– Что будет дальше, я точно сказать не могу. Единственное, что могу сказать с 100-процентной уверенностью, это то, что 15 мая для учащихся первых классов учебный год закончится. В отношении остальных решения будут приниматься как на федеральном, так и на региональном уровнях, позднее. Переживаем за наших выпускников, хотим, чтобы у них все получилось, и, несмотря на объективные трудности, они не потеряли год и поступили в высшие учебные заведения, как и планировали ранее. Всероссийские проверочные работы учащихся 4–8-х классов перенесены на новый учебный год. Также мы рады за наших девятиклассников, в отношении которых было министерством образования принято решение  об исключении двух  дополнительных экзаменов из итоговых испытаний. Теперь  учащимся 9-х классов необходимо будет сдать два обязательных экзамена – русский язык и математику. Соответственно, сегодня у нас есть возможность целенаправленно готовить их к основному государственного экзамену.
– В заключение интервью – Ваши пожелания в адрес учителей.
– Искренне от души хочется пожелать здоровья всему учительскому сообществу. Нам еще долго придется работать в режиме дистанционного обучения. Самое главное – желаю учителям большого терпения. Я знаю, какой  большой объем работы  они делают, знаю, насколько они ответственные, целеустремленные люди, насколько они хотят, чтобы их труд приносил реальную пользу. Для наших учителей сегодняшняя неординарная ситуация – в порядке вещей. Учителя не мнят себя героями,  они в первую очередь  думают о своих учащихся.
Беседовал Юрий ФЕЛИЦЫН
Авторы:ADMIN admin