пт, 03 янв.
13:18
Корсаков
-19 °С, облачно

Давно отгремели залпы войны…

Новость
28 мая 2020, 10:19

Немного осталось тех, кто помнит каждый свой день на войне в детальных подробностях, кто может рассказать правду о том, что происходило на полях сражений, как был сплочен советский народ. Один из таких – ветеран Великой Отечественной войны, проживающий в Корсакове, – Иван Михайлович Романенко. Ему 94 года, но твердая память и ясный ум его не подводят – речь пенсионера складная, а воспоминания состоят не только из боевых моментов, но и веселых случаев из солдатской жизни.

Родился Иван Михайлович в Ставропольском крае, в селе Благодатное, по документам – 29 ноября 1927 года, по сведениям родственников – 2 февраля 1926 года. Родителей не помнит, фактически был сиротой. Большую часть детства он провел в селе Камбулат. Перебивался то тут, то там, работал с пяти лет, помогая по хозяйству разным семьям, присматривая за домашним скотом, плавающими птицами. Шли годы, Иван постоянно скитался, а люди помогали, чем могли. Так, одна женщина, увидев, что подросток одет в лохмотья, накормила его и дала сменную одежду. Это была офицерская немецкая форма, в карманах которой оказались пять наградных немецких крестов, фотографии, на которых запечатлены высокопоставленные чины, и, что самое страшное, – казнь советских солдат.
На войну Иван был призван в начале 1944 года в городе Усть-Джигута Карачаево-Черкесской Республики. И в той же самой немецкой форме он прослужил несколько месяцев. Уже позже призывникам передали советскую амуницию, бывшую в употреблении.
– Служить нас отправили в Азербайджан, в пригород Баку. Я попал в 133-ю отдельную зенитно-артиллерийскую бригаду. Военной подготовки у нас не было, поэтому с первого же дня мы начали всему обучаться. В мои обязанности разведчика входило знать все модели самолетов Америки, Японии, Великобритании, СССР: их характеристики, боевую нагрузку, скорость, высоту и многое другое. До сих пор помню все эти данные, – вспоминает ветеран.
Конечно же, многое пришлось пережить мужчине на полях сражений: и голод, и холод, и лишения, но грела надежда, что все это не зря.
– Всякое случалось в то время. Но никогда мы не бросали друг друга в беде, всегда оставались людьми. Так, в Чеченской Республике меня однажды спасала девушка Роза Саакян, вытащив из-под пушки, когда вокруг все пылало от взрыва, – продолжает свой рассказ Иван Михайлович.
26 апреля 1945 года четыре эшелона отправились поездом с Запада на Восток. В то время Дальний Восток был в полной боевой готовности, так как существовала реальная угроза нападения японской армии. И руководство страны направляло туда отряды для укрепления обороноспособности края. По пути солдаты встретили победу в Великой Отечественной войне. С продовольствием было негусто, поэтому отметили такое долгожданное событие тушенкой и сухарями – и этому были рады!
Привалов не предполагалось, но один раз пришлось остановиться – железная дорога оказалась заваленной орудием. Это был центральный вокзал Сталинграда, который был разгромленным настолько, что в сердце щемило… Расчистив пути, ребята двинулись дальше – до станции Ружино, которая имела стратегическое значение. В селе выгрузили боевое орудие, разместили по огневым точкам, вырыли землянки – укрепляли рубежи всеми силами, чтобы враг не прошел. Но вскоре солдат перекинули на другие объекты Приморского края – везде нужна была поддержка.
Перед отправкой в Хабаровский край один раз они сделали привал в глухой тайге, где располагался артиллерийский полк:
– На дворе стояли осенние месяцы – то ли конец сентября, то ли начало ноября, но тайга уже вся утонула в снегу. Как только мы отмылись в бане, нашу одежду сожгли в дезкамере, так как никаким санитарным нормам она не соответствовала. Холод на дворе стоял страшный, но какое-то время мы существовали без одежды! Хорошо, что жили в казармах, а не землянках, а то все бы перемерзли. Конечно, позже нас снабдили всем необходимым, но этот период отпечатался в памяти.
Несмотря на то, что русско-японская война закончилась 3 сентября, на следующий же день, по воспоминаниям ветерана, они сбили два атакующих японских самолета-разведчика – «Сузуки» и «Кавасаки». Это были последние залпы войны, а после началась мирная армейская жизнь. В 1946 году Иван Михайлович прибыл в Хабаровск. Там он прожил четыре года, служил командиром отделения тяги. До 1950 года его жизнь, так или иначе, была связана с военной деятельностью. После того как закончились боевые действия по всем фронтам, СССР начал помогать дружественным странам в вопросах вооружения. Техника, боеприпасы, оружие были переданы в Иран, Китай, Вьетнам, Северную Корею. Наши солдаты, в том числе и Иван Романенко, ездили туда в качестве инструкторов.
На Сахалин ветеран попал по вербовке. Остров начал развиваться и строиться, а людей не хватало – нужны были специалисты. Освоившись в Корсакове, мужчина устроился в порт, где проработал до 1983 года, там же познакомился со своей будущей женой Софьей, которой, к сожалению, уже нет в живых. Затем около пятнадцати лет он трудился в ДРСУ. Сейчас Иван Михайлович на пенсии. У него прекрасная дружная семья – 3 сына, 4 внука, 4 правнука, верные друзья, всегда готовые прийти на помощь. И со всеми он поддерживает теплые отношения.
– На самом деле дедушка не любит вспоминать военные будни, говорит о тех днях крайне редко. Но одна история мне помнится очень хорошо. Когда его полк стоял под Тегераном, то почти все ребята слегли из-за отравленной в источниках воды. С тех пор Иван Михайлович пьет только кипяченую воду, – делится внучка ветерана Юлия.
Для всей семьи Романенко, их дедушка – герой! На счету Ивана Михайловича медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За отвагу», «За оборону Кавказа», а также трудовые награды.
Ксения БЕСПОЛУДЕННОВА
Авторы:ADMIN admin