вс, 22 дек.
04:00
Корсаков
-16 °С, облачно

Небесные ангелы Афганской войны

11 февраля 2021, 10:12СОБЫТИЯ
Фото:

15 февраля 1989 года последнее воинское подразделение советских войск покинуло территорию Афганистана. Так закончилась десятилетняя война, в которой Советский Союз потерял около 14 тысяч своих граждан.

Сегодня наш рассказ об авиаторах – вертолетчиках Сахалинского авиаотряда ФСБ России, принимавших участие в боевых действиях по оказанию братской по­мощи афганскому народу.
С января 1980 года авиация ПВ КГБ СССР ведет отчет участия в боевых действиях в Афганистане. За десять лет войны боевую стажировку прошли десятки экипажей всех авиачастей страны, но основная тя­жесть на выполнение боевых задач легла на авиато­ров Среднеазиатского и Восточного военных округов. Среди тех, кто честно исполнял свой интернациональ­ный долг, – 117 офицеров и прапорщиков Сахалин­ского авиаотряда ФСБ России.
Летчики – цвет нации. Наглядно это проявилось в период афганской кампании (1979–1989 годов), когда ограниченный контингент советских войск оказывал помощь правительственным силам Афганистана. В на­роде говорят: «Пехота – царица полей. Артиллерия – боги войны». В Афганистане богами войны называли вертолетчиков. И это – объяснимо. В горной стране, где каждый камень стреляет, где за каждым поворо­том – засада, только вертолетчики способны провести разведку, рассеять и уничтожить огнем бандгруппы, оказать боевую поддержку, доставить боеприпасы, подкрепление, эвакуировать раненых. Любой солдат, сержант, прапорщик, офицер – все, кто чувствовал гарь и запах пороха, кто видел в огненном небе войны вертолет, искренне обнимет и пожмет руку каждому из членов экипажа. Они – небесные ангелы афганской войны, проявившие самые лучшие качества советских летчиков – мужество, отвагу, выдержку, мастерство, способность пойти на риск ради спасения товарищей по оружию. В Афганистане было правило – никогда не оставлять боевых друзей, пусть даже риск настолько велик, что практически нет шансов на спасение.
У многих ветеранов боевых действий Сахалинского авиаотряда ФСБ России имеются самые высокие на­грады советской страны – ордена Ленина, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, боевые медали, а также ордена Афганистана. Среди тех, кто воевал в небе Афганистана, были и вертолетчики в/ч 2199, дислоцированной в п. Озерском.
В Афганистане в боевой операции погиб старший бортмеханик вертолета Владимир Алексеевич Маев, выполнявший в составе группы важное правитель­ственное задание. Его до сих пор хорошо помнят старожилы села Озерского. Имя Владимира Маева вписано золотыми буквами на стелу памяти в Юж­но-Сахалинске.
Подполковник Виктор Михайлович Ковтун 10 февраля 1989 года в своей последней боевой опе­рации в Афганистане (за пять дней до окончательного вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана!) под сильным огнем противника при­цельным пуском ракеты уничтожил обнаруженный им опорный пункт душманов. Тем самым помог выполнить специальное задание командования. Он пережил во­йну, стал начальником штаба в родной в/ч 2199. Но сердце Виктора Михайловича надорвалось на афган­ской войне, не выдержало, и он ушел из жизни на 43-м году жизни, находясь в командировке на Курилах.
Гордостью в/ч 2199, дислоцированной до 1974 года в поселке Озерском, является Герой Советского Со­юза Фарит Султанович Шагалеев (8.02.1947–10.06.2014 гг.). Он был призван в Вооруженные Силы СССР и направлен в Пограничные войска КГБ при Совете министров СССР (с 1978 года – КГБ СССР) на остров Сахалин в сентябре 1970 года. Службу Фарит Шагалеев проходил в летной части поселка Озерский. Летал на вертолете «Ми-4», был штурманом – правым летчиком; с 1971 года – командир вертолета 14-й от­дельной авиационной эскадрильи Тихоокеанского по­граничного округа КГБ при СМ СССР.
В небе Афганистана Ф. С. Шагалеев летал по линии «Красного креста», выполняя важные правительствен­ные задания, еще до ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. С декабря 1979 года по апрель 1983 года находился в составе ограничен­ного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернацио­нальной помощи афганскому народу. При выполнении боевых вылетов проявлял исключительную храбрость, летное мастерство и высочайший профессионализм. В марте 1981 года обнаружил в горах экипаж сбитого со­ветского самолета и эвакуировал его. В октябре 1981 года вывез окруженную душманами маневренную группу пограничных войск в составе 80 человек. Пер­вым в СССР высаживал десанты на высоте свыше 3500 метров, а позже стал выполнять это и в ночное время.
…Над глубоким горным ущельем душманы подбили советский вертолет. Связь с экипажем прервалась. На помощь послали вертолет Фарита Шагалеева. Эту игру в жмурки с узким, извилистым ущельем он никогда не забудет. О том, что могут подбить, даже не думал. Главный враг – холодные серые скалы, чуть ли не сту­чавшие в стекла, цеплявшиеся за винт и колеса. Он увертывался от этих проклятых скал, делая крены во­преки всем законам гравитации, и снова проваливался в пропасть, где об этом он тоже старался не думать, – вполне мог никого не найти. И снова лавировал, снова взлетал и падал.
Но когда увидел подбитый вертолет, все предыдущие мытарства показались детской игрой в пятнашки. Даже сердце защемило. О приземлении не могло быть и речи. Во всяком случае, единственный мизерный выступ скалы такой возможности не давал. Но и другой не было.
Фарит прилепился к выступу двумя колесами – пе­редним и основным. Ну, а третьей, необходимой для посадки точкой, стал мозг летчика, оказавшийся спо­собным на тончайший, поистине кибернетический расчет. Все 15 минут, пока по веревочной лестнице поднимались на борт люди с пострадавшего верто­лета, Фарит Шагалеев ежесекундно делал расчет­ливые, выверенные до долей миллиметра движения ручкой управления. Он учитывал каждого человека, каждый груз, перемещения людей вне вертолета по лестнице, а затем – внутри машины. Малейший толчок вправо – и лопасти винта разобьются о скалу, влево – вертолет опрокинется, сорвется с точек опоры и рух­нет в пропасть. «Кибернетика» Фарита Султановича не подвела. Рука не дрогнула. Машина оказалась до­стойна своего пилота.
За период участия в боевых действиях Ф. С. Ша­галеев выполнил свыше 1200 боевых вылетов, имел 1600 часов боевого налета на вертолетах «Ми-8» и «Ми-24». Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 года за мужество и героизм, проявлен­ные при оказании интернациональной помощи Демо­кратической Республике Афганистан подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В боевых действиях на территории Афганистана со­ветская авиация потеряла 394 вертолета, из них 62 вертолета – потери авиации пограничных войск. В пред­дверии 15 февраля, Дня вывода советских войск из Аф­ганистана, ветераны в/ч 2199 поздравляют всех рос­сиян с Днем памяти воинов-интернационалистов. В этот день хочется вспомнить всех тех, кто воевал и погиб за границей нашей Родины, исполняя свой воинский долг, всех тех, кто вернулся домой с той страшной войны. Мы говорим всем вернувшимся: «Спасибо за отвагу, честь, за верность своим убеждениям. Здоровья вам, благопо­лучия, семейного счастья и всего наилучшего!».
По воспоминаниям ветеранов в/ч 2199 при непосредственном участии С. А. Часникова подготовил Юрий ФЕЛИЦЫН
Авторы:ADMIN admin