История островного авиаотряда начинается с 5 апреля 1945 года прошлого века. Часть, преемником которой стал сахалинский отряд, сформировалась на станции Быково Московской области при непосредственном участии человека-легенды, Героя Советского Союза Алексея Маресьева. В довоенные годы он проходил службу в Александровск-Сахалинском истребительном пограничном авиаотряде. Именно Алексей Маресьев послужил прообразом главного героя повести «Повесть о настоящем человеке» советского писателя Бориса Полевого. 7-й отдельный морской авиационный полк ПВ МГБ СССР прошел славный боевой путь. Летчики выполняли различные важные правительственные задания. 81 военнослужащий авиаполка награжден боевыми орденами и медалями за участие в войне с империалистической Японией. Формирование за время существования несколько раз меняло статус – называлось полком, отрядом, эскадрильей. Некоторое время часть дислоцировалась в Чите, а затем была переброшена на остров Сахалин в поселок Озерский Корсаковского района. Условия для выполнения полетов были трудными. Достаточно сказать, что летчики, непревзойденные асы, профессионалы своего дела, чтобы преодолеть сопротивление ветра со стороны Анивского залива, умудрялись взлетать даже поперек взлетной полосы бывшего военного аэродрома, располагавшегося недалеко от поселка. С ноября 1945 года по апрель 1973 года нес на территории Озерского боевую вахту авиационный полк ПВ МГБ России. Сегодня в здании, где некогда размещался штаб 6-го объединенного авиационного отряда ФСБ России, располагается погранзастава.
Сахалинский же авиаотряд, в связи с расширением задач, стоящих перед авиаторами, в том числе – контроль 200-мильной экономической зоны, возросшие транспортные коридоры, был перебазирован в п. Хомутово, штаб Сахалинского авиаполка расположился в Южно-Сахалинске. Сахалинский авиаполк ПВ КГБ СССР дал Отечеству четырех боевых генералов, лучших пилотов переводили в специальный летный отряд «Россия».
Летчики – цвет нации. Каждый взлет в небо на выполнение задания – боевой вылет. В 1966 году во время выполнения учебного полета трагически погиб командир звена самолетов Ил-14 Николай Шавша. Вместе с 37-летним летчиком разбились еще четыре члена экипажа. В Озерском находится могила командира, остальных членов экипажа предали земле на родине – в разных уголках России.
5 ноября 1969 года при выполнении задания по охране Государственной границы СССР на маршруте Озерский – Хомутово – Зональное – Александровск-Сахалинский потерпел катастрофу вертолет Ми-4. Экипаж, в состав которого входили: командир – капитан А.К. Андреянов; штурман – лейтенант А.А. Бочкарев; старший бортовой техник – лейтенант Ю.П. Захарченко; авиационный механик – рядовой В.Г. Андрияш; моторист – рядовой В.В. Долгов – попал в снежный заряд над Татарским проливом и упал в воду. Спастись никому не удалось, водолазы ничего не обнаружили…
Были еще катастрофы, был Афганистан, где несмываемой славой покрыли себя вертолетчики – старший бортмеханик Владимир Алексеевич Маев, сгоревший в вертолете во время выполнения боевого задания, подполковник Виктор Михайлович Ковтун, в крайней своей боевой операции в Афгане прицельным пуском ракеты уничтоживший обнаруженный им опорный пункт боевиков. Он умер в возрасте 43 лет, находясь в командировке на Курильских островах, – не выдержало сердце. Гордость летной части – Герой Советского Союза Фарит Султанович Шагалеев, которому неоднократно за годы ведения боевых действий в Афганистане под шквальным огнем противника удавалось спасать наши воинские подразделения и экипажи боевых вертолетов. И все это проделывалось мастерски, на высшем летном пилотаже.
117 ветеранов боевых действий в Афганистане среди офицеров и прапорщиков отряда. Все они, верные воинской присяге, с честью выполнили свой интернациональный долг, проявив при этом мужество и героизм. У них самые высокие государственные награды: ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, боевые медали, Афганские ордена. Их подвиги вписаны в историю нашей авиации, а их жизни – яркий пример для подражания.
Бежит время, а 6-й объединенный авиаотряд ФСБ России, верный традициям предшествующих поколений летчиков, ведет нелегкую борьбу с терроризмом, охраняет рубежи Отечества, экономические интересы государства на море, выполняет различные важные специальные задачи. И все это затем, чтобы жители нашей единственной в России островной области могли спокойно жить, любить, трудиться.
Разъезжаются в разные уголки России ветераны авиаотряда, по-разному складываются их судьбы. Николай Александрович Дорожкин совершил свой своеобразный жизненный взлет – в 1999 году сдал экзамен на звание кандидата социологических наук. Его имя широко известно в научных кругах. Константин Олегович Белоконь, чей отец первым посадил гидросамолет на водную гладь Вавайского озера при перебазировке летной части на Сахалин, в настоящее время ведет кружок авиамоделизма в Южно-Сахалинске, прививает ребятам любовь к небу. Сергей Антонович Часников, чьи воспоминания легли в основу сегодняшней публикации, проживает в селе Буюклы Сахалинской области, его приняли в Союз журналистов России. Боевые генералы Валерий Георгиевич Федотов и Роман Михайлович Фазлеев проживают в Москве, бортовые механики вертолетов Михаил Александров и Владимир Таскаев, прошедшие Афганистан, – в Южно-Сахалинске. У всех судьбы складываются по-разному, порою с преодолением трудностей. Афганистан сплотил многих, но всех их притягивала и объединяла служба в сахалинском авиаотряде. Летчиков сплотила настоящая мужская дружба, а также любовь к небу, взаимовыручка и взаимопонимание, чувство патриотизма и любви к нашему Отечеству.
От имени всех читателей нашей газеты мы поздравляем 6-й объединенный авиаотряд ФСБ России, всех ветеранов воинской части с 76-летием со дня создания воинского подразделения. Счастья вам, крепкого здоровья, любви родных и близких людей, мирного неба над головой.
Материал, основанный на воспоминаниях ветеранов летной части, подготовил к публикации Юрий ФЕЛИЦЫН