На муниципальном конкурсе «Учитель года-2021» специальный приз от регионального отделения «Союза женщин России» получила педагог-психолог детского сада № 2 «Аленький цветочек» Самира Искандерова.
Вручая приз, председатель корсаковской женской организации Елена Костицына подчеркнула:
– В Самире Искандеровой нас особо привлекло ее умение глубоко понимать психическое состояние ребенка и умение сопереживать ему. Эти качества очень важны для любого педагога, особенно для тех, кто работает с маленькими детьми.
Понимать ребенка, уметь с ним не просто говорить, а говорить так, чтобы он не только слушал, но и по-настоящему услышал, важно не только тем, кто в силу должностных обязанностей работает с детьми. Это необходимо родителям, бабушкам, дедушкам, да, пожалуй, всем взрослым…
Поэтому ваш корреспондент встретился с Самирой Искандеровой и попросил ее помочь разобраться в вопросах, которые волнуют многих читателей газеты «Восход», а также рассказать о себе и своей работе.
– Я родилась и выросла в Дагестане. Стать детским психологом решила по совету мамы. До меня в нашей семье педагогов и тем более психологов не было. Но моя мама – очень мудрая женщина, много читает, много знает. У меня есть еще две старших сестры. Мы все очень любили с мамой разговаривать на самые разные темы. И она, несмотря на свою загруженность на работе и дома, всегда находила время для нас. Мы с уважением относились ко всем ее советам. Поэтому, когда мама сказала мне, что работа с детьми мне очень подойдет, что знания по психологии могут помочь и в жизни, я очень серьезно отнеслась к ее словам, хорошо обо всем подумала, и поступила в Дагестанский педагогический университет на отделение «Педагогика и психология».
На Сахалин Самира приехала пять лет назад вместе с мужем, который как военнослужащий был направлен в Корсаков.
– Я даже слов не найду, чтобы рассказать, как известие о переезде в другой конец страны, нас и наших родных взволновало, – вспоминает педагог. – Мы ведь почти ничего о Сахалине не знали. Но жена военного, как жена декабриста, должна следовать за мужем хоть на край света.
Больше всего на острове Искандеровых удивили и восхитили люди.
– Такие доброжелательные, открытые! Я начала работу в детском саду № 1 «Сказка». И сразу же, от коллег, которые меня пока еще не знали, от всех, с кем только познакомилась, я почувствовала столько искреннего участия, душевного тепла, что Корсаков быстро стал мне родным городом.
Также легко вошли в свои детские социумы ее сыновья. Старший Асхаб сейчас учится в третьем классе школы № 4. Младший Хабиб ходит в подготовительную группу детского сада «Аленький цветочек», где уже пять лет работает Самира.
– Я благодарна своей маме за то, что посоветовала мне стать детским психологом. Работу свою очень люблю. Хотя это нелегкое и ответственное дело, – делится педагог.
В детсаде «Аленький цветочек» более 300 детей от полутора до шести лет. Среди них есть активные, смелые, капризные, замкнутые, застенчивые… Но для психолога нет и не может быть плохих или хороших детей. Каждого ребенка надо понять, принять таким, какой он есть, помочь раскрыть в себе самое лучшее, способствовать его эмоциональному благополучию, чтобы ему было легко и просто общаться с ровесниками и взрослыми.
Для этого психолог использует разные методы и формы работы. Наблюдения, индивидуальные беседы, занятия и игры в группах, участие в родительских собраниях…
– Профессиональных форм и приемов много, – рассказывает о своей работе Самира. – В моей работе мне очень помогает взаимодействие с другими воспитателями, а еще понимание заведующей Татьяны Георгиевны Спиридоновой. Замечательно, когда чувствуешь, что твою работу ценят и во всем готовы тебя поддержать. Также необходимо, чтобы были взаимопонимание и работа в одном направлении с родителями.
– Родители идут вам навстречу? Прислушиваются к вашим советам?
– Возможно, мне повезло, но в моей работе не было конфликтов с родителями, резкого неприятия с их стороны. Все прекрасно понимают, что детские проблемы берут свое начало в семье. Мамы и папы искренне хотят своим детям только добра. И во время консультаций родители, как правило, внимательно меня слушают. Большинство из них охотно выполняют рекомендации. Но бывает и так, что им, чтобы помочь ребенку, необходимо что-то изменить в своем поведении или в семейном укладе. А это непросто. И не всем сразу удается.
– Вот мы и подошли к вопросам, ответы на которые хотели бы получить многие наши читатели. Что же чаще всего мешает родителям наладить контакт с детьми?
– В каждой семье свои причины и проблемы, к которым надо подходить индивидуально. Но если выделить одну, общую для многих, то, по моему мнению, это гаджеты: компьютеры, мобильники, планшеты и т.д. Я хорошо понимаю, насколько легче родителям дать ребенку в руки телефон, и пока он им увлеченно занимается, самим спокойно отдохнуть или переделать домашние дела. Но постоянное «залипание» в экраны гаджетов наносит огромный вред здоровью ребенка! Не развивается мелкая моторика, портится зрение, не формируется привычка к физическим упражнениям. Ребенок не учится думать. А зачем? Легче нажать кнопку – и выскочит готовая, созданная кем-то картинка.
– Но ведь о вреде долгого сидения за смартфоном или планшетом знают все современные родители?
– Это так. Но, как я уже говорила, не все прилагают силы, чтобы что-то изменить. К сожалению, сейчас многие семьи проводят свои вечера по такому образцу: папа смотрит телевизор, мама «сидит» с соцсетях. Или, наоборот. А ребенок в это время играет с мобильным. «Оставь телефон – говорит мама. – Иди лучше порисуй или почитай». «Лучше спортом займись, – советует папа». И после этого снова каждый «уходит» в свой экран.
– Да, картина знакомая. И что из этого вытекает?
– Ребенок невольно делает вывод, что родителей слушаться необязательно. Прежде всего, потому что они сами в этом не особенно заинтересованы. Сказали – забыли. Но самая большая беда в том, что постоянное пребывание членов семьи в разных виртуальных реальностях постепенно приводит к эмоциональному отчуждению в семье. У ребенка формируется чувство заброшенности. Он начинает ощущать, что неинтересен своим родителям. Отсюда тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка.
– Но без мобильных телефонов и общения в соцсетях нам уже не обойтись. Как же в реалиях современной жизни, не отнимая гаджет ни у детей, ни у себя, родителям наладить общение в семье?
– Для того чтобы правильно выстроить отношения с детьми, с ними надо общаться! Не заставлять что-то делать силой, не читать долгих нотаций. Детское мышление очень конкретно и практично, поэтому дети просто пропускают мимо ушей долгие наставления и поучения, а грозные крики их пугают и вызывают возмущение. Лучше всего дети воспринимают не слова, а конкретное поведение. И если уж есть необходимость выйти в Интернет, лучше сразу договориться, сколько времени на это отвести. Желательно, не больше получаса. Именно родители первые должны показать пример, отключить гаджеты и предложить какое-то совместное занятие. Например, «Давай вместе уберем игрушки, а потом вместе приготовим ужин и помоем посуду». Или: «Пойдем на кухню. Пока будет готовиться ужин, ты порисуешь и расскажешь, чем занимался». Вариантов много. Главное, чтобы малыш видел, что вы искренне хотите с ним общаться, что вам действительно интересно с ним читать, рисовать, играть… Согласна, от многого придется отказаться. Вместо отдыха и расслабления, еще раз потратить силы и время на «работу» с ребенком. Но ведь самое дорогое в жизни – это наши дети. Для кого же нам еще жить и трудиться, как не для них?
– Помогает вам ваша профессия в воспитании сыновей?
– Очень помогает! После общения с моими воспитанниками, я лучше понимаю своих детей. Иногда вспоминаю какие-то проблемные ситуации с ними и думаю: «Вот здесь надо было по-другому сказать, а вот тогда по-другому себя вести…». Воспитание детей – это труд и постоянная учеба. Наверное, ошибки неизбежны. Но если дети будут чувствовать внимание, любовь, понимание близких и взрослых, то простят им промахи и сами научатся принимать своих родных такими, какие они есть.