Этот замечательный человек может служить примером верности своей мечте, морю и нелегкому рыбацкому труду. Еще в детстве он решил, что станет моряком.
В 1951 году семнадцатилетний паренек рискнул приехать с родной Украины на далекий и малоизвестный Сахалин с тайной мечтой поступить в мореходное училище. В 1958 году, более 62 лет назад, выпускник невельской «мореходки» Жан Алещенко был направлен в Корсаков. С тех пор каждый год его трудовой деятельности – а это сорок пять лет – связан с морем. Более 33 лет он работал на рыболовецких судах, из них 30 – капитаном.
За высокие достижения в работе и многолетний добросовестный труд Жан Алещенко неоднократно награждался почетными грамотами и благодарностями, был занесен на областную Доску Почета. В 1977 году его имя было вписано в Книгу Почета Корсаковской базы океанического рыболовства.
В начале нашей беседы мы попросили Жана Андреевича более подробно рассказать о своем детстве, о том, как он шел к своей мечте, и почему, чтобы стать моряком, ему пришлось приехать на Сахалин.
Родился будущий сахалинский «морской волк» в 1934 году в небольшом селе под Полтавой. Эти места хорошо знают все, кто читал Гоголя. Щедрая земля, пышные сады… А вот речки там не очень большие. Отец у Жана работал сельским учителем, мать – в колхозе. Почему же тогда полтавский хлопчик загорелся морем? Этого он объяснить не может. Просто, сколько себя помнит, всегда хотел стать моряком. Но для того, чтобы добиться исполнения своей мечты, пришлось преодолеть немало трудностей, проявить характер, упорство и смелость.
Ему было семь лет, когда началась война. В село пришли фашисты и их приспешники полицаи. На войне без вести пропал отец. Маме пришлось одной поднимать сына и дочь. Жили очень трудно. Еле хватало еды и одежды. Мечтавший о море подросток сумел с отличием окончить школу. Отправил заявление в Одесское мореходное училище и получил вежливый отказ! Не взяли у него документы и в Херсонском мореходном училище. Поступил в техникум в Можайске. Там его отчислили, придравшись к какой-то мелочи. Можно предположить, что так происходило потому, что среди родственников его родителей были раскулаченные и репрессированные? Как бы то ни было, причины ему никто не объяснял. А учиться парню очень хотелось! Оставив мечту о море, он поступил в машиностроительный техникум в Кременчуге. Но однажды во время практики на заводе Жан упал в голодный обморок. Это заставило его принять решение: «Чтобы выжить самому, помочь маме с сестренкой, надо рискнуть и поехать на Сахалин. В газетах были объявления, что там требуются люди для работы на шахтах»
В 1952 году паренек с Полтавщины начал работать на одной из сахалинских шахт. Он был на хорошем счету: серьезный, дисциплинированный, имеющий большую тягу к знаниям. Как знать, если бы он остался на шахте, угольная промышленность Сахалина получила бы толкового специалиста. Но однажды в газете увидел объявление о наборе в Невельское мореходное училище. И снова вспомнил о своей заветной мечте. Доработал до отпуска, подал документы в невельскую «мореходку», сдал экзамены. И был принят!
В январе 1959 года третий помощник капитана Жан Алещенко отправился на танкере «Уран» в свой первый рейс. Затем еще три года ходил на танкерах к камчатским и курильским берегам. И каждый рейс приносил опыт, учил решать серьезные производственные задачи. В 1967 принял большой морозильный рыболовный траулер «Пассионария». Ходил в рейсы на БМРТ «Курильск», «Аракс», «Диомид». В последний раз он поднялся на капитанский мостик рыболовного морозильного супертраулера «Новокачалинск» в 1991 году.
– Жан Андреевич, какие по вашему мнению качества необходимы тем, кто управляет рыболовными судами?
– Таких качеств можно назвать много. Конечно, это опыт, знание своего дела до тонкостей, готовность работать в условиях, когда можно надеяться только на себя и свой экипаж. Надо уметь до всего доходить своим умом и смекалкой. Очень важны выдержка и решительность, особенно в критических ситуациях.
– Когда мальчики мечтают о море, им кажется, что штормы, длительные рейсы – это всего лишь романтические приключения. Но в рейсе быстро приходит понимание, что море – это, прежде всего, тяжелая, к тому же опасная работа. У вас никогда не было разочарования или сожаления, что связали свою жизнь с морем?
– В рейсах всякое случалось. Приходилось не спать по нескольку дней. Были и очень опасные ситуации. Но о своем выборе я никогда не жалел. В море мне всегда было хорошо.
– А покинуть небольшой городок Корсаков не хотели? Уехать, например, к Черному или Балтийскому морю?
– Не скрою, такое желание было. Я даже за границей мог работать. Например, в Канаде. Но, как видите, прирос к Корсакову. И теперь, когда прошло более 60 лет, имею право сказать: «Корсаков – мой дом. А море для меня – это не просто работа. Это – моя жизнь, судьба». Если бы удалось «скинуть» годы, я бы не задумываясь, опять приехал на Сахалин, поступил в «мореходку» и снова пошел рыбачить.