В советское время было несколько корректировок названий и даты проведения праздника. Еще в довоенное время приняли решение о проведении праздника в первое воскресенье августа. С 80-х годов прошлого века профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал именоваться «Днем железнодорожника».
Железнодорожная станция «Корсаков» была включена в состав советских железных дорог 1 апреля 1946 года вскоре после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов. Она являлась одним из пунктов перевалки грузов с морского транспорта на железнодорожный и имела важное значение для обеспечения жизнедеятельности нашего города. На протяжении десятилетий на ж/д станции «Корсаков» работал трудоспособный, профессионально обученный коллектив, в который входили представители самых различных профессий – от машинистов, путевых обходчиков, осмотрщиков-ремонтников, электромонтеров до инженеров, начальников станций, вокзалов, участков, приемосдатчиков грузов и багажа, товарных кассиров.
В преддверии профессионального праздника железнодорожников гостем нашей редакции стала жительница города Татьяна Гапоненко, более 30 лет проработавшая на железнодорожной станции «Корсаков».
– Татьяна Валентиновна, Ваш путь в профессию был случайным или осознанным?
– Если честно, то оказалась на железной дороге я совершенно случайно. Предполагала, что буду работать на почте. Но произошла трагедия с мамой, за ней нужен был уход. Поэтому, когда закончила в 1980 году среднюю школу, поступила в ТУ № 1 в Южно-Сахалинске, где обучали железнодорожным специальностям. На железнодорожную станцию «Корсаков» пришла работать в 1982 году. Несколько месяцев проработала приемосдатчиком, потом перешла работать по своей основной специальности – товарным кассиром. В этой должности отработала 37 лет. Занималась оформлением грузов и перевозок, была старшим товарным кассиром. В трудовой книжке одна запись: принята в 1 982 г оду, у волена в 2 019 г оду в связи с выходом на пенсию. Когда пришла работать на станцию, нас, товарных кассиров, было 12 человек, когда увольнялась – я одна оставалась.
– Судя по тому, сколько человек трудились товарными кассирами, объемы работ на железнодорожной станции «Корсаков» действительно впечатляли…
– Раньше были большие объемы перевозки грузов. Товарные кассиры занимались оформлением вагонов, контейнеров. Бывало, за смену приходилось оформлять до 200 контейнеров, больше 150 вагонов, которые шли и по Сахалинской области, включая Курилы, и на материк. По железной дороге перевозили уголь, лес, гофротару, рыбу, металл, оборудование и многое другое. Надо отметить, что процесс оформления имел большое значение, без него ничего нельзя было сделать. Пришел вагон, его загрузили, нужно правильно оформить накладную, затем – дорожную ведомость, по которой вагон мог идти до пункта назначения, выставить проездные платежи. Без работы товарных кассиров на железной дороге был бы полный хаос. Как говорили на железнодорожной станции – «товарный кассир – это все: и учет, и порядок, и планирование». Мы всегда помнили, что наша основная задача – вовремя доставить груз клиенту.
– То же самое о незаменимости своей работы могут сказать и диспетчеры, и машинисты, и путевые обходчики, и дежурные по станции.
– Совершенно верно, поэтому можно сказать, что в се профессии на железной дороге образуют одну единую цепочку. И каждая из них важна, от осмотрщика вагонов до составителя вагонов. Путеец следит за железнодорожными путями, дежурный по станции ведет и контролирует всю работу. Приемосдатчик осматривает и принимает груз. Товарные кассиры оформляют документы. На железной дороге нет лишних профессий: «Все профессии нужны, все профессии – важны».
– В ваших словах слышится гордость за коллектив…
– У нас на железнодорожной станции работали свыше 300 человек – большой и дружный коллектив. Как говорится, «Один за всех, все – за одного». С благодарностью вспоминаю наших наставников (а было нас на ж/д станции 15 человек!) – Г. П. Панюшкину, А. Е. Ничай, В. В. Кшецскую. Они обучали ведению дела, подсказывали, помогали мне и моим напарникам – Ольге Ерощенко, Валентине Овдиной, Галине Пановой, Галине Сергеевой, Розе Ивановой. Мы уже все на пенсии, но до сих пор тесно общаемся между собой. Та дружба, которая зародилась и сплотила нас за время работы, никуда не делась. И это касается не только нас, товарных кассиров. У нас до сих пор самые теплые отношения с приемосдатчиками, которые работали на железнодорожной станции – Лидией Дмитриевой, Татьяной Гребенкиной, Ольгой Баробулько, бывшей дежурной по станции Мариной Прокудиной.
Наш труд ценили. Больше половины членов коллектива на пенсию ушли ветеранами труда отрасли, к значимым датам многим вручали медали, почетные грамоты, в трудовые книжки заносились записи о поощрениях, говорили хорошие добрые слова. В актовом зале к праздникам проводилась торжественная часть, устраивались чаепития. Жизнь в коллективе кипела.
На станции была хорошая дисциплина, пьяные на работе – исключено. Я больше 30 лет проработала председателем профсоюзного комитета и не припомню случаев разбирательств, связанных с пьянством на рабочем месте. Возможно, скажу несколько пафосно, но у нашего коллектива было чувство ответственности за порученное дело. Когда после циклонов и метелей образовывались снежные заносы, на борьбу с ними выходили все работники и служащие, независимо от должности. Помню, как начальник станции В. П. Сосунов первым брал в руки лопату и шел расчищать железнодорожные пути. Даже в выходные дни знали, что надо выходить на расчистку снега. Такое не забывается!
– Сейчас вы на пенсии. Чем занимаетесь?
– Честно сказать, первые полгода находилась в депрессии, потом вспомнила о своей спортивной молодости. Пришла в группу здоровья спортивной школы к замечательному тренеру по физподготовке Ольге Васюта. Три года с удовольствием занимаюсь спортом – бег, ходьба, фитнес, мини-волейбол. Выезжаем с командой на соревнования в различные города Сахалина. Круг друзей, общение. В общем, скучать некогда. Без спорта свою жизнь не представляю. Можно с уверенностью утверждать, что на пенсии жизнь продолжается.
– В преддверии праздника – пожелания всем работникам железнодорожной отрасли.
– Пожелания самые обычные – отличного здоровья, крепких семейных отношений, чтобы пандемия обошла стороной. Удачи тем, кто на пенсии и тем, кто продолжает наше дело. Желаю железной дороге процветания, чтобы грузы возили, колеса стучали, чтобы наша отрасль была ведущей. С праздником!
Записал Юрий ФЕЛИЦЫН, фото из архива Татьяны Гапоненко