ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
«Южные ворота Сахалина». Именно так называют Корсаковский морской торговый порт. 4 августа предприятие отметило 75-летие. Но фактически оно намного старше. Строительство порта началось в 1907 году. К 1912-му уже был сооружен деревянный пирс протяженностью 142 метра на месте ныне существующего южного пирса. С берегом он соединялся мостом. В 1920 году пирс был реконструирован, а в 1923-м – и мост. В 1928 году были закончены инженерно-строительные работы по реконструкции южного пирса, являющегося сооружением гравитационного типа, а в 1939-м возведен северный пирс.
После окончания Второй мировой войны и освобождения Южного Сахалина от японцев, исходя из грузооборота, его значения, как перевалочного пункта, приказом Министра Морского флота СССР от 4 августа 1946 года № 935 был создан Корсаковский морской торговый порт 1-го разряда.
В те годы через него с материка на Сахалин поступало продовольствие, строительные материалы, металл и оборудование. Обратно отгружались бумага, лес и ряд других товаров, производимых на острове.
Для решения производственных задач на предприятии были созданы автобаза и четыре ремонтных бокса, шесть стояночных боксов для автомашин, четыре бокса для автопогрузчиков, механические мастерские. Ремонтно-строительное управление имело стройдвор, плотницкий и пилорамные цеха. Портовый флот – 32 плавединицы: буксиры, катер, плашкоуты, баржи.
О работниках порта знала вся страна. Ни на одном другом предприятии не было столько орденоносцев. Вот лишь некоторые из них.
Бригадиру докеров-механизаторов П.Н. Костюченко присвоено звание Героя Социалистического Труда. Государственной премией СССР награжден бригадир докеров Г.В. Батюня. Орденом Октябрьской Революции – бригадир докеров В.Я. Мированный.
Орденом «Знак Почета» награждены докеры-механизаторы Н.И. Генералов, И.Ф. Кисляков, Е.И. Кривченя, М.Н. Когутовский, А.Т. Эйсмонт, Г.В. Батюня, лоцман порта Е.Б. Бутт, мастер ЦРММ П.И. Лебедев, слесарь механизации И.Н. Сагин, крановщица портального крана А.А. Попова, начальник порта В.В. Носков.
Орденом Трудового Красного Знамени – капитан плавкрана Б.В. Корнилов, электросварщик ЦРММ Е.В. Тимонин, докеры-механизаторы М.Т. Карпов, В.Я. Мированный, А.И. Никитенко, М.А. Репин, Р.А. Файзрахманов.
Орденом Дружбы народов – докер-механизатор А.И. Никитенко.
Шестеро портовиков являются кавалерами орденов Трудовой Славы 2-й и 3-й степеней, 19 – награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За заслуги перед Отечеством», более 300 имеют другие знаки отличия.
С 1991 года порт был открыт для захода иностранных судов, то есть приобрел статус международного.
Одна из главных задач предприятия – прием, переработка и отправка грузов. Чтобы она выполнялась четко и без сбоев, необходима слаженная работа всех участков. Сегодня наши герои – представители двух из них.
Николай Покусаев – сменный диспетчер Северного района Корсаковского морского торгового порта, а если проще, то начальник смены. В его подчинении и докеры, и машинисты портальных кранов, водители автопогрузчиков и т. д. Задача диспетчера – организовать рабочий процесс. Расставить суда у причала, определить количество человек, необходимых для их обработки, осуществлять контроль погрузки/выгрузки и складирования грузов, соблюдения техники безопасности. Словом, все, что происходит на причале в период работы смены, находится в ведении сменного диспетчера. От его профессионализма зависит качество работы каждого работника смены в отдельности и всего коллектива в целом.
Первое, что делает Николай Антонович при заходе судна в порт, – определяет, к какому причалу его поставить. При этом нужно учесть осадку корабля, очередность захода, а затем и выгрузки. В зависимости от груза распределяет докеров, погрузочную технику. В общем, осуществляет непрерывное оперативное руководство перегрузочными работами и обслуживанием судов в соответствии со сменно-суточным планом.
Но прежде чем стать диспетчером, Покусаев много лет проработал докером и докером-механизатором. Сразу после демобилизации из армии, в 1967 году, пришел в КМТП портовым рабочим – так в те годы называлась должность докера.
Труд этого рабочего всегда был самым тяжелым из всех портовых профессий, да и не только портовых. А в 60-х годах прошлого века, когда не было такого оборудования, как сейчас, – тем более. Вот, например, у причала № 2 Северного района осуществлялась перевалка пшеницы и кукурузы насыпью, которые поставлялись из США и Австралии. Шли они на Южно-Сахалинский мелькомбинат для производства муки. Технология выгрузки, на первый взгляд, проста: трюм – грейфер (грузозахватное приспособление грузоподъемных кранов, погрузчиков и монорельсовых тележек для сыпучих материалов) – бункер – через рукава – в вагон.
В вагоне докерам требовалось равномерно распределить зерно совками или лопатами, причем практически в полной темноте – крытые вагоны внутри не имеют освещения. Так продолжалось до тех пор, пока железная дорога не начала поставлять вагоны-думпкары (грузовые вагоны с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов). В них зерно и поступало на Сахалин.
Или взять выгрузку консервов. Их тогда очень много импортировали из Болгарии. Докеры прямо из трюма укладывали банки на площадку, которую поднимал и ставил на причал кран. Затем опять вручную переносили все на автомобиль.
И уж совсем сложно было, когда приходило мясо. Мало того, что туши и полутуши вручную подтаскивали к площадкам для подъема из трюма, так еще на причале каждую нужно было обязательно перевесить на товарных весах. И это тоже все делалось вручную.
Но Покусаев показал себя отличным работником, и уже в 1969 году его назначают бригадиром.
– Николай – очень коммуникабельный и обладающий организаторскими способностями человек, – объясняет свое решение Юрий Яницкий, работавший тогда начальником Северного района. – Он был требователен и в то же время пользовался большим уважением у своих товарищей. И я нисколько не жалел о своем решении. В отличие от некоторых других он, будучи уже старшим «по званию», работал наравне со всеми, а когда было особенно сложно, вставал на самый трудный участок.
Постепенно в порту начали формироваться комплексные бригады, состоящие из крановщиков, водителей погрузчиков, докеров, которые могут взаимозаменять друг друга. Возможно, именно такая форма работы еще больше сплотила представителей разных специальностей и привела к увеличению производительности труда.
Опыт корсаковских портовиков по организации работы очень высоко был оценен правительством страны. Но, как известно, в то время самой лучшей наградой за хорошую работу было одно – еще больше работы. И этой чести, в числе 160 докеров из четырех портов Дальнего Востока, удостоили и наших. В составе сводных отрядов они были направлены во Вьетнам и Кампучию (ныне Камбоджа) для помощи братским народам, которые после войн не справлялись с обработкой грузов, шедших в эти страны в качестве гуманитарной помощи со всего мира.
– В 1980 году в составе интернациональной бригады я работал в Кампучии семь месяцев, – рассказывает Николай. – Сложно ли было? Очень! Разрушенная войной страна, нехватка специалистов, ведь многие рабочие порта погибли. Кампучийцы работали вручную, почему-то отношение к технике у них было отрицательное.
Поначалу казалось, что мы вернулись лет на 20 назад. Постепенно начали менять технологию разгрузочных работ, убеждали их применять механизацию. Прибавьте сюда продолжающиеся перестрелки, жару, влажность, массу неизвестных насекомых. Грузы были самые разнообразные – продовольствие, техника и даже деньги. Кстати, деньги, напечатанные в Чехословакии, пришлось выгружать именно нашей бригаде. Ночью, под усиленной охраной военных судов. Мы же и сопровождали их до банка.
Активного и перспективного работника заметило руководство порта. К тому же он успел окончить Холмское мореходное училище по специальности «Эксплуатация водного транспорта». И ему стали поступать предложения перейти в диспетчеры. Покусаев долго отказывался. Считал, что тем самым подведет бригаду. Но с судьбой не поспоришь – пришлось в течение года временно замещать заболевшего диспетчера. Главный диспетчер порта Юрий Иванцов, проявив чудеса настойчивости и силу выдержки, дождавшись срока выхода Николая Антоновича на пенсию, тут же уговорил его перейти на «легкий труд».
Сейчас Покусаев по-прежнему в строю. И очень рад тому, что на предприятие приходят молодые рабочие.
– Молодежи много. Да, безусловно, и работать им легче: практически все механизировано, да и груз идет в большинстве однородный, его легче обрабатывать. Но ведь мы для того и трудились, чтобы создать такие условия, отладить весь производственный механизм.
ПОД ШУМ ПРИБОЯ И КРИКИ ЧАЕК
Это серьезная, материально ответственная и довольно сложная профессия. Но так сложилось, что зачастую тальманами работают женщины. И Корсаковский морской торговый порт – не исключение.
Начальник отдела тальманского учета – Ирина Шахтарина. Основам и особенностям профессии она училась в Южно-Курильске. А свою деятельность в КМТП начала 22 ноября 1982 года. Здесь долго трудилась тальманом, потом стала заместителем начальника склада, а с 2004 года – начальником.
Рабочее место тальмана – просоленный причал, где слышны крики чаек и шум морских волн. Но им вовсе не до романтики, ведь отвлекаться на природные красоты некогда. Груз должен быть переработан в установленные сроки, а судно – отправиться дальше по расписанию.
Главной сложностью в таких трудовых буднях являются непростые погодные условия. Смена длится 12 часов, и почти все это время женщины находятся под открытым небом. Зимой, в первые годы с момента начала деятельности порта, тальманам приходилось греться в зданиях порта. Потом руководство позаботилось об установке бытовок для обогрева. А летом, когда температура поднимается выше 20◦С, – очень жарко, ведь в целях безопасности все работники одеты в спецодежду и каски, а на причале практически негде спрятаться от солнца. Но девчата не жалуются, потому что по-настоящему любят свою работу и относятся к ней ответственно. Именно тальманы отвечают за прием и сдачу груза, его сохранность и целостность, ведут учет, сортировку, осуществляют выдачу получателю. Чтобы ничего не упустить, не потерять, необходимы предельная внимательность и аккуратность при проверке и оформлении перевозочных документов.
– Раньше все ведомости и множество других документов заполняли от руки. Это усложняло и удлиняло рабочий процесс. Хорошо, если погода благоприятная, а во время дождя или снежной бури документы часто приходили в негодность. Но прогресс пришел на помощь и нам, тальманам. Сейчас мы пользуемся ударопрочными планшетами со специальным программным обеспечением, включая программу 1С, куда вносим всю информацию. С ней оперативно могут ознакомиться подключенные к системе сотрудники, – рассказывает Ирина Алексеевна. – С началом массового использования контейнерных перевозок работать стало намного легче. До этого отдельные грузы перевозились в трюме судна. Каждый ящик, мешок приходилось учитывать отдельно: пересчитать количество мест, записать номер каждого в ведомость, проверить целостность контрольной ленты и самой тары. Сейчас контейнер вмещает множество мест, а учитывается только одно. Тем не менее необходимо также проверить целостность самого контейнера, пломбы. Занести данные в систему, проследить, чтобы груз был доставлен получателю, а если он транзитный – ушел в пункт назначения, а не в другой город.
На любом предприятии очень важно взаимодействовать сообща, поддерживая друг друга. Ирине Шахтариной за долгие годы удалось сформировать дружный коллектив. На сегодняшний день у нее в подчинении 29 представительниц прекрасной половины человечества. У каждой из них свой путь в профессию. Но начальник отдела уверена, сейчас именно эта для них главная и на всю жизнь.
На вопрос, почему чаще всего тальманами работают женщины, Ирина отвечает:
– На мой взгляд, они более внимательны в сфере учета, в работе с бумагами. А еще применяют в своей деятельности качества хозяйки дома – все должно быть в порядке, каждая вещь на своем месте. Причал для них – второй дом, они знают все, что на нем происходит, и это отлично помогает в работе.
Сегодня, как и много лет назад, порт является одним из важнейших звеньев в экономике Сахалинской области. В настоящее время это высокомеханизированное производственное предприятие с мощной инфраструктурой и материально-технической базой, вносящее неоценимый вклад в развитие нашего округа.
Зоя ВОЖЖОВА, Ксения БЕСПОЛУДЕННОВА, фото авторов, при подготовке использованы материалы книги Ю. Иванцова «Я – главный диспетчер»
В связи со строгими коронавирусными ограничениями торжественное мероприятие 4 августа прошло скромно в административном здании порта.
От имени мэра Корсаковского городского округа Александра Ивашова с доброй миссией к сотрудникам крупного градообразующего предприятия обратилась вице-мэр Ольга Моргун:
– Поздравляю вас с 75-летием со дня основания вашего предприятия. Желаю успехов в трудовой деятельности, крепкого здоровья, благополучия вам и вашим близким. Спасибо за ваш труд!
Почетной грамотой администрации Корсаковского городского округа за многолетний добросовестный труд награждены: докер-механизатор комплексной бригады АО «Корсаковский морской торговый порт» Шавкет Ахматханов, рефрижераторный механик ООО «Морская тальманская служба» Николай Кузнецов и заместитель главного бухгалтера ООО «Альфа-Консалт» Татьяна Бондаренко.
– В порту работаю с 1975 года, мне самому уже 70 лет. И на такую круглую дату, я считаю, нужно в первую очередь приглашать ветеранов, тех, кто внес огромный вклад в становление предприятие, но уже не работает. Однако такие правила диктует наша же безопасность. Надеюсь, в следующий юбилей мы войдем без ограничений. Спасибо за ваше внимание к нашему празднику! Мне очень приятно! – поделился эмоциями рефмеханик, ветеран труда и ветеран Сахалинского морского пароходства Николай Николаевич Кузнецов.
В торжественной обстановке сотрудникам порта также вручили благодарственные письма администрации. Так, за многолетний добросовестный труд отмечены: начальник отдела имущественных прав и управления недвижимостью Оксана Тарасова, групповой механик Александр Кудрявцев и механик по текущему ремонту и техническому обслуживанию Александр Лимонов.
– Я знаю, что у вас на предприятии работает единственная девушка-крановщик. Это самоотверженная работа заслуживает огромного уважения! К сожалению, сегодня Екатерина Радионова отсутствует, поэтому прошу передать ей лично мои слова благодарности за такой непростой труд, а также в честь большого юбилея от имени наших депутатов мы награждаем ее грамотой, – сказал и.о. председателя Собрания Корсаковского городского округа Александр Дорошенко.
Сменный заместитель начальника отдела тальманского учета ООО «Морская тальманская служба» Татьяна Ветюгина и руководитель службы безопасности АО «Корсаковский морской торговый порт» Александр Яковлев за профессиональное мастерство отмечены благодарственными письмами Собрания округа.
За 75 лет беспрерывной работы Корсаковский морской торговый порт достиг высоких показателей во всех направлениях своей деятельности. Предприятие имеет стратегическое значение для всего островного региона. Именно через порт Корсакова на постоянной основе налажено грузопассажирское сообщение с Курильскими островами, с Южной Кореей, Владивостоком, а также прямое сообщение с западным побережьем США и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Пресс-служба администрации КГО