чт, 31 окт.
05:35
Корсаков
+6 °С, облачно

У родного причала всех морских путей начало

5 августа 2021, 08:40СОБЫТИЯ
Фото:

Корсаковскому морскому торговому порту – 75 лет!

ВСПОМНИМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
«Южные ворота Сахалина». Именно так называют Корсаковский морской торго­вый порт. 4 августа предприятие отметило 75-летие. Но фактически оно намного старше. Строительство порта началось в 1907 году. К 1912-му уже был сооружен деревянный пирс протяженностью 142 ме­тра на месте ныне существующего южного пирса. С берегом он соединялся мостом. В 1920 году пирс был реконструирован, а в 1923-м – и мост. В 1928 году были закон­чены инженерно-строительные работы по реконструкции южного пирса, являюще­гося сооружением гравитационного типа, а в 1939-м возведен северный пирс.
После окончания Второй мировой во­йны и освобождения Южного Сахалина от японцев, исходя из грузооборота, его значения, как перевалочного пункта, при­казом Министра Морского флота СССР от 4 августа 1946 года № 935 был создан Корсаковский морской торговый порт 1-го разряда.
В те годы через него с материка на Са­халин поступало продовольствие, стро­ительные материалы, металл и оборудо­вание. Обратно отгружались бумага, лес и ряд других товаров, производимых на острове.
Для решения производственных задач на предприятии были созданы автобаза и четыре ремонтных бокса, шесть стоя­ночных боксов для автомашин, четыре бокса для автопогрузчиков, механиче­ские мастерские. Ремонтно-строительное управление имело стройдвор, плотницкий и пилорамные цеха. Портовый флот – 32 плавединицы: буксиры, катер, плашкоуты, баржи.
О работниках порта знала вся страна. Ни на одном другом предприятии не было столько орденоносцев. Вот лишь некото­рые из них.
Бригадиру докеров-механизаторов П.Н. Костюченко присвоено звание Героя Со­циалистического Труда. Государственной премией СССР награжден бригадир до­керов Г.В. Батюня. Орденом Октябрьской Революции – бригадир докеров В.Я. Миро­ванный.
Орденом «Знак Почета» награждены докеры-механизаторы Н.И. Генералов, И.Ф. Кисляков, Е.И. Кривченя, М.Н. Когу­товский, А.Т. Эйсмонт, Г.В. Батюня, лоцман порта Е.Б. Бутт, мастер ЦРММ П.И. Ле­бедев, слесарь механизации И.Н. Сагин, крановщица портального крана А.А. По­пова, начальник порта В.В. Носков.
Орденом Трудового Красного Зна­мени – капитан плавкрана Б.В. Корнилов, электросварщик ЦРММ Е.В. Тимонин, до­керы-механизаторы М.Т. Карпов, В.Я. Ми­рованный, А.И. Никитенко, М.А. Репин, Р.А. Файзрахманов.
Орденом Дружбы народов – докер-ме­ханизатор А.И. Никитенко.
Шестеро портовиков являются кавале­рами орденов Трудовой Славы 2-й и 3-й степеней, 19 – награждены медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отли­чие», «За заслуги перед Отечеством», бо­лее 300 имеют другие знаки отличия.
С 1991 года порт был открыт для захода иностранных судов, то есть приобрел ста­тус международного.
Одна из главных задач предприятия – прием, переработка и отправка грузов. Чтобы она выполнялась четко и без сбоев, необходима слаженная работа всех участков. Сегодня наши герои – предста­вители двух из них.
ТАМ, ГДЕ ОСОБЕННО СЛОЖНО
Николай Покусаев – сменный диспет­чер Северного района Корсаковского морского торгового порта, а если проще, то начальник смены. В его подчинении и докеры, и машинисты портальных кранов, водители автопогрузчиков и т. д. Задача диспетчера – организовать рабочий про­цесс. Расставить суда у причала, опреде­лить количество человек, необходимых для их обработки, осуществлять контроль погрузки/выгрузки и складирования гру­зов, соблюдения техники безопасности. Словом, все, что происходит на причале в период работы смены, находится в ве­дении сменного диспетчера. От его про­фессионализма зависит качество работы каждого работника смены в отдельности и всего коллектива в целом.
Первое, что делает Николай Антоно­вич при заходе судна в порт, – опреде­ляет, к какому причалу его поставить. При этом нужно учесть осадку корабля, очередность захода, а затем и выгрузки. В зависимости от груза распределяет до­керов, погрузочную технику. В общем, осуществляет непрерывное оперативное руководство перегрузочными работами и обслуживанием судов в соответствии со сменно-суточным планом.
Но прежде чем стать диспетчером, По­кусаев много лет проработал докером и докером-механизатором. Сразу после де­мобилизации из армии, в 1967 году, при­шел в КМТП портовым рабочим – так в те годы называлась должность докера.
Труд этого рабочего всегда был самым тяжелым из всех портовых профессий, да и не только портовых. А в 60-х годах про­шлого века, когда не было такого обору­дования, как сейчас, – тем более. Вот, на­пример, у причала № 2 Северного района осуществлялась перевалка пшеницы и ку­курузы насыпью, которые поставлялись из США и Австралии. Шли они на Южно-Са­халинский мелькомбинат для производ­ства муки. Технология выгрузки, на первый взгляд, проста: трюм – грейфер (грузоза­хватное приспособление грузоподъемных кранов, погрузчиков и монорельсовых те­лежек для сыпучих материалов) – бункер – через рукава – в вагон.
В вагоне докерам требовалось равно­мерно распределить зерно совками или лопатами, причем практически в полной темноте – крытые вагоны внутри не имеют освещения. Так продолжалось до тех пор, пока железная дорога не начала постав­лять вагоны-думпкары (грузовые вагоны с устройством для механизированной раз­грузки сыпучих и кусковых грузов). В них зерно и поступало на Сахалин.
Или взять выгрузку консервов. Их тогда очень много импортировали из Болга­рии. Докеры прямо из трюма укладывали банки на площадку, которую поднимал и ставил на причал кран. Затем опять вруч­ную переносили все на автомобиль.
И уж совсем сложно было, когда при­ходило мясо. Мало того, что туши и полу­туши вручную подтаскивали к площадкам для подъема из трюма, так еще на причале каждую нужно было обязательно переве­сить на товарных весах. И это тоже все де­лалось вручную.
Но Покусаев показал себя отличным работником, и уже в 1969 году его назна­чают бригадиром.
– Николай – очень коммуникабельный и обладающий организаторскими спо­собностями человек, – объясняет свое ре­шение Юрий Яницкий, работавший тогда начальником Северного района. – Он был требователен и в то же время пользовался большим уважением у своих товарищей. И я нисколько не жалел о своем решении. В отличие от некоторых других он, будучи уже старшим «по званию», работал на­равне со всеми, а когда было особенно сложно, вставал на самый трудный уча­сток.
Постепенно в порту начали формиро­ваться комплексные бригады, состоящие из крановщиков, водителей погрузчиков, докеров, которые могут взаимозаме­нять друг друга. Возможно, именно та­кая форма работы еще больше сплотила представителей разных специальностей и привела к увеличению производительно­сти труда.
Опыт корсаковских портовиков по орга­низации работы очень высоко был оценен правительством страны. Но, как известно, в то время самой лучшей наградой за хо­рошую работу было одно – еще больше работы. И этой чести, в числе 160 доке­ров из четырех портов Дальнего Востока, удостоили и наших. В составе сводных отрядов они были направлены во Вьетнам и Кампучию (ныне Камбоджа) для помощи братским народам, которые после войн не справлялись с обработкой грузов, шедших в эти страны в качестве гуманитарной по­мощи со всего мира.
– В 1980 году в составе интернацио­нальной бригады я работал в Кампучии семь месяцев, – рассказывает Николай. – Сложно ли было? Очень! Разрушенная во­йной страна, нехватка специалистов, ведь многие рабочие порта погибли. Кампу­чийцы работали вручную, почему-то отно­шение к технике у них было отрицательное.
Поначалу казалось, что мы вернулись лет на 20 назад. Постепенно начали ме­нять технологию разгрузочных работ, убеждали их применять механизацию. Прибавьте сюда продолжающиеся пере­стрелки, жару, влажность, массу неизвест­ных насекомых. Грузы были самые разно­образные – продовольствие, техника и даже деньги. Кстати, деньги, напечатан­ные в Чехословакии, пришлось выгружать именно нашей бригаде. Ночью, под уси­ленной охраной военных судов. Мы же и сопровождали их до банка.
Активного и перспективного работника заметило руководство порта. К тому же он успел окончить Холмское мореходное училище по специальности «Эксплуатация водного транспорта». И ему стали посту­пать предложения перейти в диспетчеры. Покусаев долго отказывался. Считал, что тем самым подведет бригаду. Но с судьбой не поспоришь – пришлось в течение года временно замещать заболевшего дис­петчера. Главный диспетчер порта Юрий Иванцов, проявив чудеса настойчивости и силу выдержки, дождавшись срока вы­хода Николая Антоновича на пенсию, тут же уговорил его перейти на «легкий труд».
Сейчас Покусаев по-прежнему в строю. И очень рад тому, что на предприятие при­ходят молодые рабочие.
– Молодежи много. Да, безусловно, и работать им легче: практически все меха­низировано, да и груз идет в большинстве однородный, его легче обрабатывать. Но ведь мы для того и трудились, чтобы со­здать такие условия, отладить весь произ­водственный механизм.
ПОД ШУМ ПРИБОЯ И КРИКИ ЧАЕК
Это серьезная, материально ответ­ственная и довольно сложная профессия. Но так сложилось, что зачастую тальма­нами работают женщины. И Корсаков­ский морской торговый порт – не исклю­чение.
Начальник отдела тальманского учета – Ирина Шахтарина. Основам и особенно­стям профессии она училась в Южно-Ку­рильске. А свою деятельность в КМТП начала 22 ноября 1982 года. Здесь долго трудилась тальманом, потом стала заме­стителем начальника склада, а с 2004 года – начальником.
Рабочее место тальмана – просоленный причал, где слышны крики чаек и шум мор­ских волн. Но им вовсе не до романтики, ведь отвлекаться на природные красоты некогда. Груз должен быть переработан в установленные сроки, а судно – отпра­виться дальше по расписанию.
Главной сложностью в таких трудовых буднях являются непростые погодные ус­ловия. Смена длится 12 часов, и почти все это время женщины находятся под откры­тым небом. Зимой, в первые годы с мо­мента начала деятельности порта, таль­манам приходилось греться в зданиях порта. Потом руководство позаботилось об установке бытовок для обогрева. А летом, когда температура поднимается выше 20◦С, – очень жарко, ведь в целях безопасности все работники одеты в спецодежду и каски, а на причале прак­тически негде спрятаться от солнца. Но девчата не жалуются, потому что по-на­стоящему любят свою работу и относятся к ней ответственно. Именно тальманы отвечают за прием и сдачу груза, его сохранность и целостность, ведут учет, сортировку, осуществляют выдачу по­лучателю. Чтобы ничего не упустить, не потерять, необходимы предельная внима­тельность и аккуратность при проверке и оформлении перевозочных документов.
– Раньше все ведомости и множество других документов заполняли от руки. Это усложняло и удлиняло рабочий про­цесс. Хорошо, если погода благоприят­ная, а во время дождя или снежной бури документы часто приходили в негод­ность. Но прогресс пришел на помощь и нам, тальманам. Сейчас мы пользуемся ударопрочными планшетами со специ­альным программным обеспечением, включая программу 1С, куда вносим всю информацию. С ней оперативно могут ознакомиться подключенные к системе сотрудники, – рассказывает Ирина Алексеевна. – С началом массового ис­пользования контейнерных перевозок работать стало намного легче. До этого отдельные грузы перевозились в трюме судна. Каждый ящик, мешок приходи­лось учитывать отдельно: пересчитать количество мест, записать номер каж­дого в ведомость, проверить целостность контрольной ленты и самой тары. Сейчас контейнер вмещает множество мест, а учитывается только одно. Тем не менее необходимо также проверить целост­ность самого контейнера, пломбы. Зане­сти данные в систему, проследить, чтобы груз был доставлен получателю, а если он транзитный – ушел в пункт назначе­ния, а не в другой город.
На любом предприятии очень важно взаимодействовать сообща, поддер­живая друг друга. Ирине Шахтариной за долгие годы удалось сформировать дружный коллектив. На сегодняшний день у нее в подчинении 29 представительниц прекрасной половины человечества. У каждой из них свой путь в профессию. Но начальник отдела уверена, сейчас именно эта для них главная и на всю жизнь.
На вопрос, почему чаще всего таль­манами работают женщины, Ирина от­вечает:
– На мой взгляд, они более внимательны в сфере учета, в работе с бумагами. А еще применяют в своей деятельности ка­чества хозяйки дома – все должно быть в порядке, каждая вещь на своем месте. Причал для них – второй дом, они знают все, что на нем происходит, и это отлично помогает в работе.
Сегодня, как и много лет назад, порт яв­ляется одним из важнейших звеньев в эко­номике Сахалинской области. В настоя­щее время это высокомеханизированное производственное предприятие с мощной инфраструктурой и материально-тех­нической базой, вносящее неоценимый вклад в развитие нашего округа.
Зоя ВОЖЖОВА, Ксения БЕСПОЛУДЕННОВА, фото авторов, при подготовке использованы материалы книги Ю. Иванцова «Я – главный диспетчер»
В связи со строгими коронавирусными ограничениями торжественное меро­приятие 4 августа прошло скромно в административном здании порта.
От имени мэра Корсаковского городского округа Александра Ивашова с доброй миссией к сотрудни­кам крупного градообразующего предприятия обра­тилась вице-мэр Ольга Моргун:
– Поздравляю вас с 75-летием со дня основания вашего предприятия. Желаю успехов в трудовой де­ятельности, крепкого здоровья, благополучия вам и вашим близким. Спасибо за ваш труд!
Почетной грамотой администрации Корсаковского городского округа за многолетний добросовестный труд награждены: докер-механизатор комплекс­ной бригады АО «Корсаковский морской торговый порт» Шавкет Ахматханов, рефрижераторный меха­ник ООО «Морская тальманская служба» Николай Кузнецов и заместитель главного бухгалтера ООО «Альфа-Консалт» Татьяна Бондаренко.
– В порту работаю с 1975 года, мне самому уже 70 лет. И на такую круглую дату, я считаю, нужно в первую очередь приглашать ветеранов, тех, кто внес огромный вклад в становление предприятие, но уже не работает. Однако такие правила диктует наша же безопасность. Надеюсь, в следующий юбилей мы войдем без ограничений. Спасибо за ваше внимание к нашему празднику! Мне очень приятно! – поде­лился эмоциями рефмеханик, ветеран труда и вете­ран Сахалинского морского пароходства Николай Николаевич Кузнецов.
В торжественной обстановке сотрудникам порта также вручили благодарственные письма админи­страции. Так, за многолетний добросовестный труд отмечены: начальник отдела имущественных прав и управления недвижимостью Оксана Тарасова, груп­повой механик Александр Кудрявцев и механик по текущему ремонту и техническому обслуживанию Александр Лимонов.
– Я знаю, что у вас на предприятии работает един­ственная девушка-крановщик. Это самоотверженная работа заслуживает огромного уважения! К сожа­лению, сегодня Екатерина Радионова отсутствует, поэтому прошу передать ей лично мои слова благо­дарности за такой непростой труд, а также в честь большого юбилея от имени наших депутатов мы на­граждаем ее грамотой, – сказал и.о. председателя Собрания Корсаковского городского округа Алек­сандр Дорошенко.
Сменный заместитель начальника отдела тальман­ского учета ООО «Морская тальманская служба» Татьяна Ветюгина и руководитель службы безопас­ности АО «Корсаковский морской торговый порт» Александр Яковлев за профессиональное мастер­ство отмечены благодарственными письмами Собра­ния округа.
За 75 лет беспрерывной работы Корсаковский морской торговый порт достиг высоких показателей во всех направлениях своей деятельности. Пред­приятие имеет стратегическое значение для всего островного региона. Именно через порт Корсакова на постоянной основе налажено грузопассажирское сообщение с Курильскими островами, с Южной Ко­реей, Владивостоком, а также прямое сообщение с западным побережьем США и странами Азиат­ско-Тихоокеанского региона.
Пресс-служба администрации КГО
 
Авторы:ADMIN admin