Еще днем 2 августа карты островных синоптиков не предвещали ничего, выходящего за рамки обычной сахалинской погоды. Это и понятно, ведь тропический тайфун в эти часы только зарождался в Тихом океане.
Сильные дожди в островной регион пришли в самом начале месяца. К 3-4 августа вода в реках поднялась до пяти метров, это высота двухэтажного дома. Во время прохождения тайфуна и после него областные и городские газеты были переполнены сообщениями о разрушениях и призывами к объединению всех сил для ликвидации последствий стихии. А последствий оказалось действительно чрезвычайно много. Специалисты сделали вывод – максимальный уровень, наблюдавшийся в августе 1981 года на реках юга Сахалина, превысил максимальный уровень за весь период наблюдений на величину от 40 см до 4,6 метра. Синоптики подсчитали, что такое количество осадков, которое выпало за одни сутки 5 августа, может наблюдаться раз в сто лет!
В августе 1981 года газета «Восход» писала: «…Более трети территории города оказалось под водой. Залиты в основном близлежащие к реке улицы: Заречная, Заозерная, Речная, Гвардейская, а также участки улиц Окружной, Свердлова, Вокзальной и других.
В зоне подтопления оказалось 240 домов. Пострадал ряд предприятий: хлебокомбинат, мясомолкомбинат, мебельный цех головного предприятия производственного объединения «Восход», реалбаза хлебопродуктов, склады оптово-торговой базы управления торговли, аптека № 39 и другие.
Уровень воды в водохранилищах поднялся гораздо выше критической отметки. Налицо была угроза срыва плотин. Тонны воды могли обрушиться на город. В этой ситуации городской штаб по борьбе со стихийным бедствием во главе с начальником гражданской обороны города, председателем горисполкома В. И. Даниловым, принял срочные меры по обеспечению безопасности людей, нормальной работы предприятий. Было эвакуировано 1982 человека и размещено затем в помещениях школ №№ 1, 4, 6, межрейсовом доме моряков, общежитии порта.
…Большой вклад в борьбу со стихийным бедствием внесен автомобилистами АТК и автоколонны треста «Сахалинтрансстрой». Мощные машины укрепляли дамбы, плотины». Тайфун уничтожил посевы картофеля, овощей и кормовых культур и трав, заготовленное сено, затопил пастбища, разрушил многие животноводческие помещения.
Корсаковцы до сих пор воспоминают как дубленки, шапки, кроссовки, различная утварь сначала покачивались на водной поверхности в низине города рядом с торговыми базами, а потом сушились на солнце, развешанные на веревках. Поднявшаяся из реки вода буквально вымыла из квартир горожан предметы домашнего обихода.
Об августовских днях 1981 года вспоминает старожил города, Почетный гражданин Корсакова Юрий Яницкий, бывший в то время начальником Южного района Корсаковского морского торгового порта:
– Ливень был ужасный. На территории Южного района буквально все плыло. Пришлось остановить работы, чтобы не допустить жертв, отключить электроэнергию. Первый удар пришелся на первый причал. Волны буквально перехлестывали через брекватер (оградительное сооружение, защищающее рейд или гавань от разрушительного воздействия волн). Вдоль него шел трубопровод, по которому происходила заправка топливом военных кораблей. Ветер был такой силы, что трубы оказались вывернутыми, их все согнуло. Трубопровод пришел в полностью негодное состояние. На угольном причале в угольной яме на 8-9 вагонов все рельсы также оказались вывернутыми. Причал Южного района соединен с территорией порта автомобильным и железнодорожным мостами. Автомобильный удар стихии выдержал. Железнодорожный же мост приподняло вверх и сдвинуло на 15 см в сторону. Впоследствии его удалось поставить на место при помощи стотонного домкрата.
На северном пирсе волна согнала вагоны до железнодорожной станции. Поплыли контейнеры, многие из них разбивало. На волнах качались постное масло в бутылках, кроссовки, которые уносило в море. Один кран упал, у второго подломилось основание. Позже упавшую технику пришлось резать на металлолом, для ремонта второго крана приезжала бригада из Находки.
Еще один старожил города, Михаил Познухов, в те дни являлся сотрудником общего отдела горкома партии. По его воспоминаниям, в здании горкома (сегодня здесь находится Дом детства и юношества) трижды заливало подвалы, в них поднялись подземные воды. Для откачки воды трижды приходилось вызывать пожарные машины. В городе один мост был полностью разрушен. Сплошной поток воды спускался со склонов сопок и заливал улицы. Река Корсаковка разлилась, вода хлестала через перила моста около рынка, заливая всю округу. Самого моста не было видно. Тем не менее, несмотря на напряженную обстановку, в хлебные магазины города и района стабильно поступал хлеб и другие продукты.
Руководитель лаборатории лавинных и селевых процессов Сахалинского филиала Дальневосточного геологического института, кандидат геолого-минералогических наук Юрий Генсиоровский отмечает, что в целом синоптическая ситуация в 1981 году по области была уникальной. В период с августа по октябрь на область пришлось восемь тайфунов. «Филлису» предшествовала затяжная весна. Многие приезжие удивлялись первомайскому снегу. Также снег выпал 8-9 мая, а 26-27 мая прошел снегопад (около 47 мл осадков). Предшествовали циклону холодный июнь и влажный июль.
Сколь часто могут происходить подобные разрушительные природные явления? По словам Юрия Генсиоровского, никто не может предсказать точно, с какой периодичностью стихия приходит в ту или иную часть света. Для Сахалина дельта составляет 35-50 лет. Новый тайфун может прийти хоть завтра, а потом 200 лет будет тишина и спокойствие. Так, например, 27-30 августа 2010 года над югом Сахалина прошел глубокий циклон. Сумма осадков составила 204 мм, при суточном максимуме 101 мм, что уступает только осадкам, выпавшим во время «Филлиса».
Отлично помнит события августа 1981 года и ваш корреспондент. В те дни я после окончания второго курса Южно-Сахалинского государственного педагогического института проходил обязательную учебную практику в пионерском лагере «Моряк». 31 июля мы с детьми из второго отряда наблюдали полное солнечное затмение. Потрясающее зрелище! А вот работники лагеря, которые на десятки лет меня старше, говорили: что-то будет… Буквально через три дня пришла череда циклонов. Мероприятия приходилось проводить в помещениях. Периодически отключался свет, за о кнами д ва д ня с тоял н епрерывный гул, шел сильный ливень, порывы ураганного ветра пригибали деревья к земле, ломали их как спички. Тем не менее никакой тревоги ни у к ого н е б ыло. « Моряк» находился на возвышенности, поэтому потоки воды благополучно скатывались вниз.
Но сейчас, вспоминая опасения старших о последствиях затмения, думаю: неужели они были правы? Мнение Юрия Генсиоровского по этому поводу предельно кратко: «Про солнечное затмение ничего сказать не могу». Остается добавить, следующее полное солнечное затмение случится 12 августа 2026 года.
Юрий ФЕЛИЦЫН, фото из личного архива М.И. Познухова