Она овеяна романтическим ореолом тайн и приключений, ей посвящены сотни увлекательных книг и фильмов. В России, как и в остальных странах СНГ, археологи празднуют свой день неофициально, поскольку он отсутствует в перечне государственных профессиональных праздников.
В последние годы в нашей стране возрождается интерес к истории Отечества, выходит множество пособий и монографий на эту тему. Но можно с уверенностью утверждать, что почти ни одна из данных работ не вышла бы в свет без научного основания, без данных археологии. В преддверии праздника корреспондент газеты «Восход» побеседовал с Ольгой Шубиной, кандидатом исторических наук, заведующей отделом археологии ГБУК «Сахалинский областной краеведческий музей». Ольга Алексеевна работает в музее более 40 лет. Проводит археологические раскопки и разведки на Сахалине и Курильских островах, принимает участие в международных проектах.
– Ольга Алексеевна, читателей нашей газеты интересует в первую очередь все, что связано с археологическими раскопками на территории Корсаковского района.
– Территория Корсаковского района является одним из наиболее насыщенных историческими объектами муниципальных образований острова Сахалин. В археологическом отношении он довольно хорошо изучен. К настоящему времени здесь выявлено более 150 стоянок и поселений древнего человека. И это – не окончательная цифра, поскольку каждый полевой сезон приносит археологам новые открытия.
Первые археологические находки на территории округа были сделаны еще в конце 19-го века: в 1881–1882 годах командированный на остров русским географическим обществом зоолог, антрополог и этнограф И. С. Поляков занимался сбором археологических материалов на берегу залива Анива около поста Корсаковского (район современного села Соловьевка), и в устье реки Сусуи им была открыта Сусуйская стоянка, получившая впоследствии мировую известность. В первой половине 20-го века – в период губернаторства Карафуто – на Южном Сахалине развернули исследования японские археологи. При раскопках Сусуйской стоянки ими были собраны богатые археологические коллекции, в том числе костяные наконечники гарпунов и острог, рыболовные крючки, иглы, шилья, украшения, а также керамические изделия и разнообразный набор орудий из камня. В 1955 году здесь проводила раскопки ленинградский археолог Р. В. Чубарова (Козырева).
Наиболее активно Сусуйская стоянка изучалась в 1970-х, ее неоднократно посещали российские и иностранные археологи. В 1974 году она была включена в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения. Это – один из самых известных археологических памятников острова Сахалин, давший название Сусуйской археологической культуре эпохи палеометалла. (6-й век до н. э. – 5-й в. н. э.). Поселения этой культуры широко распространены на Южном Сахалине (группы стоянок в районе сел Соловьевка, Озерское, Муравьево и др.). Они характеризуют приморский образ жизни и специализированное хозяйство, связанное с морским и речным рыболовством, промыслом морских млекопитающих, собирательством моллюсков и других «даров моря», что подтверждается топографией поселений.
– Большую известность получили археологические раскопки, проводимые сотрудниками областного краеведческого музея на месте основания в 1853 году Муравьевского поста.
– Пост Муравьевский – это отдельная история, это историческая археология. Мы там работали дважды – в 1987-м и в 2015 году.
Сначала – небольшой экскурс в историю. Во второй половине 19-го века одним из приоритетных направлений внешней политики Российской империи являлось дальневосточное направление. За счет возведения военных постов Россия закрепляла за собой право на недавно присоединенные территории Приамурья, Приморья и Сахалина. Одним из первых военных поселений на Сахалине стал Муравьевский пост. Он был основан 22 сентября 1853 года рядом с айнским селением Томари-Анива и просуществовал недолго. Уже 30 мая 1854 года он был снят в связи с разгоревшейся Крымской войной (1853–1854). Все имущество поста было вывезено на кораблях в Императорскую гавань, а оставшиеся постройки, не подлежавшие демонтажу, были подожжены японцами сразу после отбытия гарнизона. В 1869-м в непосредственной близости от места основания Муравьевского поста был основан пост Корсаковский, положивший начало современному городу Корсакову.
Вопрос о воссоздании и музеефикации Муравьевского поста как памятника истории впервые был поднят в 1986 году директором Сахалинского областного краеведческого музея Владиславом Михайловичем Латышевым. В этом же году его идея была одобрена областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На основе архивных документов В. М. Латышев определил внешний облик и размеры Муравьевского поста, а также указал на предполагаемое место основания этого военного поселения – уступ мыса Томари в районе пересечения улиц Вокзальной и Окружной. Для подтверждения данных архивных источников в октябре 1987 года на указанном участке были проведены археологические раскопки, косвенно подтвердившие выводы Латышева. Вследствие политического и экономического кризиса 90-х годов прошлого века дальнейшая работа по проекту реконструкции Муравьевского поста 1853–1854 гг. была приостановлена. Снова об идее воссоздания первого русского поселения на Сахалине заговорили в 2003-м в связи с празднованием 150-летия Корсакова. В честь этого события на предполагаемом месте расположения Муравьевского поста был установлен памятный знак, посвященный первому русскому посту на Сахалине и его основателю – Г. И. Невельскому.
В январе 2015-го было принято решение о возобновлении работ по проекту реконструкции поста. А уже в феврале – решено организовать здесь проведение охранных археологических раскопок, которые и состоялись в июне-июле того же года.
В состав полевого отряда вошли сотрудники сектора археологии Сахалинского областного краеведческого музея. На участке береговой террасы, где предположительно находился пост, было заложено шесть раскопов общей площадью 80 квадратных метров. События, произошедшие за минувшие 160 лет в данной местности (смена государственной принадлежности Южного Сахалина, интенсивные строительные и хозяйственные работы в ходе освоения этой территории русским, японским и советским населением, изменение очертаний береговой полосы в результате антропогенных и природных факторов), привели к существенным утратам. Та часть мыса Томари, которая была выбрана в 1853 году Г. И. Невельским для строительства поста, представляла собой три уступа с довольно большими площадками, находилась в 70 метрах от берега и возвышалась над уровнем моря примерно на 12 метров. Сегодня этого места не существует: там, где причаливали к берегу шлюпки Г. И. Невельского, проходит широкая (до 0,5 км) насыпная полоса берега, занятая частью улицы Вокзальной, железнодорожными путями и современными постройками. Сам же мыс, напротив, был разрушен на участке длиной до 50–90 метров.
Археологические раскопки, проведенные в 2015 году, подтвердили предположение о том, что основная часть террасы, где в середине 19-го века располагались постройки поста, до нашего времени не сохранились. Объектов или артефактов, бесспорно относящихся к жизнедеятельности Муравьевского поста 1853–1854 годов, найдено, к сожалению, не было. «Современниками» поста могут быть лишь немногочисленные находки, связанные с культурой сахалинских айнов, а также отдельные предметы, которые потенциально могли принадлежать русским морякам и солдатам поста: кованые гвозди, рыболовный крючок, фрагмент кожаного поясного ремня с медными заклепками, обломки кирпичей, осколки стекла и фаянсовой посуды.
Записал Юрий ФЕЛИЦЫН, фото из архива Сахалинского областного краеведческого музея
Окончание в следующем номере