Наталью Михайловну (1928–2017) часто называют педагогом-легендой. Учитель с большой буквы, бесконечно преданный своему делу – такой она запомнилась всем, кто ее знал, кому повезло работать рядом с ней и учиться у нее. Более 50 лет Наталья Михайловна проработала в школе № 4. Из них 23 года – директором. И, как записано в летописи школьного музея, заслужила у своих учеников и коллег по работе звание «Самого любимого директора в истории школы». Звание неофициальное. Но есть ли более высокая награда для учителя?
Сама же она считала себя человеком очень счастливым. Говорила, что ей повезло еще в юности верно выбрать профессию. Но особенно была благодарна судьбе за то, что, получив диплом Воронежского университета, в 1952 году была направлена на Сахалин, в Корсаков.
Сначала Наталья Михайловна преподавала в вечерней школе, но в том же году была переведена в школу № 4. В 1963-м – назначена директором, и в этой должности сделала все для сохранения лучшего, что было заложено учителями первых послевоенных лет. Прежде всего, отношение к школе, как к родному дому, который надо беречь и обустраивать.
Учителя вместе с учениками, родителями и шефами высадят возле своей «родной четвертой» сквер и оборудуют стадион, который по результатам всероссийского соревнования будет признан одним из лучших самодеятельных стадионов России. В 1970 году откроется школьный музей, тот самый, в летописи которого будет написано: «Жизнь школы кипела и выплескивалась за ее пределы…». Будет создан школьный хор под руководством Бориса Мордовского и Германа Бабкина, вокально-инструментальный ансамбль «Молодо-зелено», первый в нашем городе школьный «Совет отцов». Школьный театр поставит оперу «Муха-Цокотуха» и пьесу «Золушка».
По своему душевному складу Наталья Михайловна была человеком добрым и отзывчивым. Говорила всегда спокойно, никогда не повышала голоса, всегда одевалась очень скромно, но ученикам казалась красавицей. И так вдохновенно вела уроки, что в классе на ее уроках стояла полная тишина. Но при всей своей профессиональной и общественной занятости по-прежнему оставалась чутким и внимательным человеком.
На встрече в честь 60-летия школы одна из бывших выпускниц вспоминала:
– Я училась во втором классе. И однажды после уроков, одеваясь в раздевалке, обнаружила, что моей шапки нет! Как потом оказалось, мальчишки засунули ее за батарею. Пошутить хотели. А на дворе-то зима. Как без шапки домой пойти? Никаких мобильных телефонов тогда не было. Даже дозвониться на работу моим родителям было почти невозможно. И вот стою я расстроенная. Что делать – не знаю. В школьном коридоре – никого. И вдруг идет наш директор Наталья Михайловна. Видно, что спешит куда-то. Я – маленькая «второклашка» – никогда бы к ней не решилась обратиться. Но она сама ко мне подошла, спросила, в чем дело, почему домой не иду. А когда узнала про шапку, тут же сняла с себя очень теплый и пушистый пуховый платок. Закутала меня и подтолкнула к двери: «С твоей шапкой разберемся завтра. А сейчас быстро беги домой!».
О мудрой доброте Натальи Михайловны, ее удивительном даре понимания проблем другого человека вспоминает еще один выпускник «четвертой» школы, бывший директор Корсаковского морского торгового порта, Почетный гражданин города Корсакова Андрей Каменев:
– Первое сентября моего 9-го класса началось для меня с неприятного известия: оказалось наш бывший класс по каким-то важным причинам расформирован. И так получилось, что мои самые лучшие друзья оказались в одном девятом классе, а я – в другом. Мне это показалось настолько несправедливым, что просто душа не принимала! Я обращался к учителям, завучу. Просил не ломать дружбу и перевести меня в класс к друзьям. В ответ слышал вполне резонные возражения: «А в чем тут трагедия? Вас же не на век разлучают. На уроках надо заниматься, а не дружить. Общаться можете на переменах или после школы. Все документы по формированию классов утверждены. Никто их переделывать не будет!». И тогда я набрался смелости и пошел к Наталье Михайловне. Сейчас-то я понимаю, насколько она была занята, как трудно ей было найти время еще и для меня – обычного девятиклассника с моей, казалось бы, необоснованной просьбой. А она не только нашла и внимательно выслушала, но и с уважением отнеслась к моему желанию не расставаться с друзьями. Сказала: «Хорошо. Иди к ним в класс. Скажи классному руководителю, что я очень прошу тебя принять, а с документами сама разберусь».
В профессиональном плане ее отличали требовательность к себе и другим, ответственное отношение к делу, компетентность, лидерские качества. И еще в ней был удачный сплав верности традициям русских учителей и желания постоянно двигаться вперед.
Когда Наталья Михайловна руководила школой, она четыре раза избиралась депутатом Корсаковского городского Совета депутатов, была председателем депутатской комиссии по народному образованию. Внесла существенный вклад в развитие системы образования района. Добивалась того, чтобы выпускники корсаковских школ выходили в жизнь хорошо подготовленными, спортивными, умеющими думать, а по уровню знаний не уступали тем, кто заканчивал школы в больших городах.
Труд Натальи Михайловны был отмечен многими медалями и почетными грамотами. За заслуги в области народного образования в 1971 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
В 1985 году она передаст руководство школы молодым коллегам, но будет продолжать преподавать до 2002 года историю и граждановедение, вести допрофессиональную подготовку по специальности «Основы юридических знаний».
Но даже когда она выйдет на заслуженный отдых, 1 сентября и в день рождения ее любимые ученики будут приносить ей букеты цветов со словами благодарности. Сама же она назовет полвека учительского труда «50 годами счастья».
В 2011 году Наталье Михайловне Кривоконовой было присвоено звание «Почетный гражданин города Корсакова».
(Продолжение в следующем номере)