В августе прошлого года премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин призвал расчистить акватории Дальнего Востока от свалок и кладбищ кораблей, а в феврале 2021 года утвердил план соответствующих мероприятий.
В июле текущего года ход выполнения плана с главами дальневосточных регионов обсудила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко. По данным пресс-службы правительства региона, « на приоритетные проекты по ликвидации накопленного вреда на суше и на море по поручению Президента РФ Владимира Путина будет направлено 20 миллиардов рублей».
Как заявил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, акватории портов на Сахалине и Курилах предстоит очистить от нескольких десятков затонувших судов и их останков.
– Необходимо привести в порядок акватории. Это вопрос как безопасности мореплавания, так и экологии. В регионе уже проводится инвентаризация затопленных судов. Процесс их утилизации будет значительно ускорен, как только соответствующий порядок будет принят федеральными ведомствами, – отметил Валерий Лимаренко.
Как рассказал корреспонденту «Восхода» заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области, начальник отдела морского и железнодорожного транспорта Максим Жоголев, в настоящее время идет инвентаризация затопленных судов, находящихся в акваториях, сверка регистрационных данных, имеющихся у администрации морских портов Сахалина, Курил и Камчатки и в других ведомствах, а также сбор сведений о собственниках и их поиск, так как, согласно действующему законодательству, заниматься подъемом и утилизацией затонувших кораблей должны их владельцы.
Однако среди остатков кораблей есть и бесхозяйные. В этом случае государство имеет право финансировать подъем и утилизацию таких судов через Госимущество. Определен и порядок проведения соответствующей работы. В настоящее время она осуществляется, и, по информации регионального минтранса, часть «ничейных» судов уже утилизирована, по другим – проводится оценка затрат. Вся полученная информация вносится в заявку на финансирование. После ее утверждения, подрядчики приступают к работе.
Что касается затопленных судов, которые представляют собой чью-то собственность, но пока не утилизируются, то здесь уже при необходимости подключаются надзорные и судебные органы, чтобы либо признать это имущество бесхозяйным, либо обязать собственника провести утилизацию.
Существует и ответ на вопрос, нельзя ли подъем и утилизацию таких объектов максимально ускорить.
– Правительство Российской Федерации требует упростить систему утилизации таких объектов, поскольку имеется очень много «растянутых» сроков, когда от «нулевой точки» до непосредственной работы по утилизации судов проходит два-три года, – объясняет еще один важный аспект проводимой работы Максим Жоголев. – Поэтому правительством рассматриваются различные предложения насчет того, как можно поскорее выделить деньги и очистить морское дно от остатков затонувших судов. Совершенствование нормативно-правовой базы — это тот основной вопрос, ответ на который позволит реально ускорить проводимую сейчас работу.
По словам мэра Корсаковского городского округа Александра Ивашова, в акватории, прилегающей к Корсакову, около десятка затопленных судов.
— В прежние годы в муниципалитете пытались решать эти вопросы. И с привлечением бизнеса надводную часть плавсредств, которую можно было забрать в качестве металлолома, срезали. А все остальное так и остается в воде. Причем в том месте, где планируется основная набережная города и порт для маломерных судов. Кроме того, нельзя забывать о вопросах экологии. Поэтому для нас это очень актуально, — отметил глава муниципалитета.
Константин ПАЛЬГИН, фото автора