Среди кандидатов, выдвинутых корсаковцами на конкурс «Сахалинские аллеи», названы Петр Ефимович Бучнев и Борис Алексеевич Лещук. Их трудовые достижения на благо города, может быть, не такие яркие и заметные в будничной жизни, как труд педагога или общественника, оставили благодарный след в памяти корсаковцев.
ПЕТР ЕФИМОВИЧ БУЧНЕВ (1928–2004)
Родился в маленькой деревне Сосновка Красноярского края. Войну встретил 13-летним подростком. И, как многие его ровесники, начал работать в колхозе, заменяя мужчин, ушедших на фронт. Несмотря на военные лишения, вырос сильным и крепким парнем. В 20 лет его призвали в армию, и он своим богатырским здоровьем и рассудительностью так понравился членам комиссии, что они единогласно решили отправить молодого сибиряка служить на стремительно развивающийся подводный флот, для которого в то время отбирали самых лучших из призывников. Но рост у Петра Бучнева был без малого два метра, что делало его «проф- непригодным» для подводной лодки. Все пять лет срочной службы он провел на минном траулере.
– На всю жизнь я о стался б лагодарен военному флоту за то, что именно там стал настоящим человеком. Пять лет на море научили меня твердо стоять на земле, – говорил спустя годы Петр Ефимович.
После демобилизации в 1953 году старшина второй статьи Бучнев работал заведующим гаражом Корсаковского управления рефрижераторно-транспортного флота и снабжения Сахалинрыбпрома (впоследствии Корсаковская база океанического рыболовства), и без отрыва от производства окончил Омский автомобильно-дорожный институт. На работе показал себя не только толковым, ответственным руководителем, но и хорошим организатором, умеющим убеждать и вести за собой людей. В 1960 году Петр Ефимович стал освобожденным секретарем партбюро КБОР. И почти сразу же его вызвали в горком, а затем в обком партии, с предложением возглавить корсаковское объединенное автохозяйство.
Кандидатуру руководителя Корсаковского автокомбината выбирали долго и придирчиво. Успешная работа этого предприятия являлась важной составляющей общего развития района. Да и каждый корсаковец был заинтересован в бесперебойной работе общественного транспорта. Тогда мало у кого были личные автомобили. Поэтому добираться с дальних улиц в центр портового города, из Корсакова в Южно-Сахалинск, в села и обратно горожане и сельчане могли в основном на маршрутных автобусах. Значит, нужен был руководитель, который мог решать масштабные производственные задачи и вместе с тем понимать заботы простых людей.
Именно таким человеком был Петр Ефимович Бучнев. И он, как добросовестный работник, как дисциплинированный коммунист, согласился взять на себя ответственность за новое и сложное дело.
Для того чтобы добиться уверенной и стабильной работы автокомбината, директору вместе со всем коллективом каждый день приходилось решать множество больших и малых производственных задач и «разруливать» порой очень непростые ситуации: требовалось укомплектовать предприятие инженерами, водителями, слесарями, применять современные технологии ремонта и технического обслуживания автомобилей. Надо было умело вести кадровую работу, обеспечивать автопарк запчастями, бережно расходовать топливо.
Став директором в 1960 году, Петр Ефимович Бучнев проработал на этой должности до 2004 года. За период его деятельности Корсаковский автокомбинат стал одним из крупных транспортных предприятий юга Сахалина. За трудовые успехи он награжден орденом «Знак почета», медалями «За добросовестный труд, «Ветеран труда».
В эти же годы Петр Ефимович вел активную общественную работу и неоднократно избирался депутатом Корсаковского городского Совета народных депутатов.
Когда в 1999 году было утверждено Положение о звании «Почетный гражданин города Корсакова», первым, кто удостоился этой высокой чести, стал «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации» Петр Ефимович Бучнев.
БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕЩУК (1937–2010)
Родился в Хабаровске и с гордостью называл себя коренным дальневосточником. На Сахалин приехал в 1959 году после службы в армии. Работал на агаровом заводе. Затем был назначен председателем исполкома сельского Совета депутатов трудящихся села Пригородного, был инструктором и председателем горплана Корсаковского горисполкома.
Без отрыва от основной работы окончил Сахалинское мореходное училище в г. Невельске по специальности «Планирование на предприятиях пищевой промышленности». В 1972 году назначен на должность директора Корсаковского хлебокомбината.
Многие его знакомые шутили: «Повезло тебе – попал на самое хлебное место в городе!». Борис Алексеевич отвечал: «Верно, теперь у меня работа хлебная и спокойная». И добавлял: «Спокойная, как у сапера».
Корсаковский хлебокомбинат, основанный в 1946 году, до 1996-го оставался для корсаковцев единственным поставщиком хлеба и хлебобулочных изделий. Это означало, что любой сбой в производственном процессе, если из-за него произошла задержка с выпуском продукции, считался бы ЧП районного масштаба. Что бы ни случилось (отключение электроэнергии из-за непогоды, поломка оборудования и т. д.), хлеб, свежий и качественный, должен поступить в детские сады, школы, больницы, на прилавки магазинов. Для этого хлебокомбинат работал круглосуточно, в три смены. Обычно Борис Алексеевич, чтобы проверить готовность к утренней смене, приходил на работу задолго до начала своего рабочего дня. Успевал поговорить с работниками об их личных делах. Если его о чем-то спрашивали, отвечал обстоятельно, всегда старался вникнуть в суть проблемы.
Предприятие неуклонно развивалось, объемы производства повышались. Именно людей руководитель считал самой главной ценностью и движущей силой хлебокомбината. Поэтому с каждым, кто приходил устраиваться на работу, Лещук беседовал лично. Неважно, был ли это пекарь, лаборант, мукосей, рабочий – он хотел убедиться, что перед ним надежный и ответственный человек.
– Коллектив он создал очень хороший, дружный. В работе, в жизни все друг другу помогали, – вспоминает ветеран труда Тамара Иосифовна Воротникова. – Если из-за циклона работник, живший далеко от завода, не мог выйти на смену, на его место без всяких уговоров выходил тот, кто жил ближе, потому что понимали, неполной бригаде будет сложно. Как не помочь своим товарищам?! Борис Алексеевич нам постоянно говорил: «Трудитесь так, чтобы после смены у вас на душе было светло!». И мы гордились своей работой!
За годы деятельности Бориса Лещука хлебокомбинат стал одним из крупных предприятий юга Сахалина. Вся материально-техническая база предприятия создана непосредственно под его руководством. За достижения в работе Борис Алексеевич награжден медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», почетными грамотами губернатора Сахалинской области, комитета по промышленности и торговле Сахалинской области, Государственного предприятия «Сахалинхлеб», Корсаковской городской администрации. Он активно участвовал в общественной жизни города и района. Неоднократно избирался депутатом районного Собрания.
– Мне было 19 лет, когда я пришла к нему на депутатский прием с просьбой помочь устроить дочку в детский сад, – продолжает Тамара Иосифовна. – Он со мной очень серьезно поговорил. Разобрался в моей ситуации. Пообещал, что поможет. И, действительно, очень быстро помог! Но там же на приеме поинтересовался, как у меня с работой, и предложил: «Приходи на хлебокомбинат. Поможем профессию освоить». Я пришла – и проработала там 40 лет!
В 2007 году Борис Алексеевич Лещук был удостоен звания «Почетный гражданин города Корсакова».
Конкурс проводится в рамках реализации проекта «Эстафета «Сахалинские аллеи» в честь празднования 75-летия образования Сахалинской области.
Результатом проекта станут созданные аллеи, на которых будут установлены памятные знаки, содержащие описание вклада жителей муниципальных образований, ушедших из жизни, внесших значительный вклад в становление и развитие островного региона.
Чтобы отдать голос за кандидата, на официальном сайте конкурса https://сахалинские-аллеи.рф необходимо перейти в раздел «Голосование», выбрать муниципальное образование, которое выдвигает кандидата, и нажать на кнопку «Проголосовать». Голосование продлится до 10 сентября.