«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В. Ключевский, русский историк, академик
Раиса Ивановна Самборская – учитель высшей категории с 30-летним стажем работы. Кроме Благодарности она была награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, двумя почетными грамотами министерства образования Сахалинской области и Почетной грамотой администрации Корсаковского городского округа.
В канун Дня учителя мы пригласили Раису Ивановну в редакцию газеты «Восход», чтобы поговорить о проблемах, с которыми сегодня сталкиваются учителя русского языка и литературы, и о ее личном опыте решения этих проблем.
– Раиса Ивановна, прежде чем перейти к основной теме нашей встречи, позвольте поздравить Вас с еще одной почетной наградой и пожелать вам новых успехов в работе и жизни!
– Спасибо! Это действительно было очень радостным и волнующим событием. Пользуясь случаем, хочу от всей души поблагодарить директора СОШ № 4 Елену Петровну Осотову и моих коллег за то, что выдвинули мою кандидатуру на награждение. Буду стараться оправдать их доверие.
– Вы преподаете один из главных школьных предметов. От того, насколько хорошо ученик усвоит родной язык и литературу, во многом будет зависеть его умение мыслить, способность общаться, весь уровень его культуры. Но сегодня, в мире «умной техники и быстрых технологий» у детей заметно пропадает интерес к чтению. И это одна из самых тревожных проблем современного образования.
– Я не согласна с тем, что сегодня школьники стали меньше читать!
– Нет! Я начала преподавать в середине 80-х годов прошлого века. Поэтому могу сравнить учеников советской школы с их нынешними ровесниками. Во все времена были и будут дети, умеющие читать много и вдумчиво, и такие, кто будет открывать книгу лишь для того, чтобы не получить двойку, или полностью равнодушные к чтению.
Проблему я вижу не в том, что сегодняшние ученики, особенно старшеклассники, читают мало, а в том, что читают они уже не так, как читали когда-то мы. Современные дети завалены сжатой, легкодоступной информацией. Им не надо идти в библиотеку, чтобы там искать нужную книгу, рыться в справочниках… Достаточно «прогуглить» свой вопрос – и в считанные минуты получить необходимый ответ.
А художественная литература, особенно русская классика, требует работы ума, погружения в текст, сопереживания. Вот на это у современных детей часто не хватает времени.
– Но как привить нашим детям любовь к чтению? Как научить их понимать красоту русского языка и литературы?
– Самое главное, о чем я постоянно напоминаю родителям, никогда не заставлять ребенка читать. Книга должна быть радостью, а не наказанием.
– Расскажите, пожалуйста, как Вы ведете уроки литературы?
– Каждый урок – это сложная работа, которая требует от учителя полной самоотдачи. Знаете, в преподавании литературы мне очень помогают цифровые технологии! По второй специальности я учитель информатики и могу готовить презентации к литературным произведениям. А это делает уроки более наглядными, запоминающимися. Мне очень нравится «давать слово» самим ученикам, когда они делятся своими размышлениями о том, что прочитали. В такие моменты весь класс включается в работу с особым интересом. Ребята спорят или соглашаются со своим одноклассником, высказывают свои мысли. И потом, уже дома, многие из них еще раз прочтут роман или стихи, о которых говорили в классе. И все-таки ни цифровые технологии, ни современные методики не заменят живое слово учителя! Никто не может так много дать ученику, как тот самый классический учитель у доски с мелом в руках.
– Но это при условии, что «учитель с мелом в руках» знает и любит свой предмет.
– Совершенно верно! Я знаю в Корсакове многих учителей, которые, как волшебники, умеют увлечь учеников своим предметом. Если они преподают математику – ученики начинают любить математику. И так же влюбляются в химию, историю, географию, потому что сам учитель любит свою работу. Может быть, слышали: «Счастье – это каждый день заниматься тем, что тебя радует больше всего на свете». Для учителей это особенно важно. Уверена, что в этом и есть самый главный профессиональный учительский секрет.
Ольга ЕЖЕНКИНА, фото Никиты ПЕРЕСВЕТОВА