Это знаменательное событие произошло 12 октября: катер-робот, преодолев 142 морские мили (порядка 260 км), благополучно пришел из Корсакова в порт назначения Холмск.
«Сивуч», первый из подобных маломерных морских судов, был создан благодаря Фонду президентских грантов РФ в корсаковском Центре технического творчества молодежи «Техносфера». Проект уникален не только для Дальнего Востока, но и для России и является победителем всероссийских соревнований по морской робототехнике во Владивостоке.
Как объяснил руководитель «Техносферы» Александр Пырков, при наличии специального оборудования (гидролокаторов бокового обзора, эхолота и др.) катер, двигаясь с малой скоростью на автопилоте, может с большой точностью проводить различные исследования (например, измерять глубину, определять маршруты залегания трубопроводов и пр.). На основе опыта его практического применения в дальнейшем можно будет перейти к созданию новых гидрографических платформ.
– Это маломерное судно способно работать без остановки длительное время, только топливо доливай. Оно записывает всю поступающую информацию, а снять ее и использовать можно при возвращении катера в порт, – рассказывает о своем детище Пырков.
Именно качеством работы такое судно отличается от собратьев, управляемых экипажем.
Морской робот имеет длину 4 м 40 см при ширине 1м 20 см, дальность хода в управляемом режиме составляет от 5 до 20-25 км в зависимости от наличия прямой видимости и погодных условий. В неуправляемом – ограничивается только запасом топлива.
Максимальная скорость составляет 22 узла (чуть меньше 40 км/ч), минимальная – 2-3 узла. Хорошую работу обеспечивает бензиновый инжекторный двигатель, удачно сочетающий в себе простоту эксплуатации, экономичность и надежность.
По слова Пыркова, управляется этот робот с помощью автопилота: ему задается маршрут, по которому он и движется. Кроме того, на борту имеется спутниковая телеметрия, посредством которой можно отслеживать курс, скорость и местоположение объекта. Получается, что, даже сидя в машине, можно спокойно управлять катером при наличии интернета.
Отправить «Сивуч» в первое автономное плавание по маршруту Корсаков – Холмск планировалось 12 октября в 4 часа утра. До этого, 9 октября, прошли ходовые испытания робота на переходе от Первой Пади до Пригородного: катер доказал, что вполне готов к плаванию на более длинные расстояния, правда, пока только в каботаже (то есть на удалении 5-8 км от берегов). В тот же день его презентовали общественности.
Пырков изначально рассчитывал, что до Холмска «Сивуч» будет следовать порядка 8 часов и придет в порт к 14 или даже к 16 часам.
– Торопиться не будем, ведь нам надо не рекорды устанавливать, а проверить, как «Сивуч» будет вести себя во время перехода, – объяснял руководитель «Техносферы» накануне перехода судна в Холмск. – Катер встретят наши специалисты вместе со мной и курсанты Сахалинского мореходного училища, которые следят за новыми достижениями в области морской робототехники. В училище планируют также ввести в учебный план курс по безэкипажному судовождению.
Уже встретив катер в Холмске, Пырков отметил, что первое автономное плавание прошло очень успешно. Выйдя из Корсакова в 6 часов 25 минут, «Сивуч» благополучно добрался до Холмска в 16 часов 50 минут.
Единственная неприятность (впрочем, вполне поправимая) – через 20 минут после отхода вышел из строя один из двух приборов спутникового слежения. Зато второй исправно действовал до самого прихода в Холмск. Порадовал инжекторный двигатель: отлично отработав в течение всего маршрута, он показал солидную экономию топлива.
Надеемся, что не за горами день, когда новое слово морской робототехники сможет заявить о себе в полный голос уже как исследовательский катер – и семь футов тебе под килем, «Сивуч»!
Константин ПАЛЬГИН, фото автора