пн, 09 дек.
02:50
Корсаков
-12 °С, облачно

«Сивуч» покоряет горизонты

14 октября 2021, 09:13СОБЫТИЯ
Фото:

Состоялось первое автономное плавание безэкипажного катера

Это знаменательное событие произошло 12 октября: ка­тер-робот, преодолев 142 морские мили (порядка 260 км), бла­гополучно пришел из Корсакова в порт назначения Холмск.
«Сивуч», первый из подобных маломер­ных морских судов, был создан благо­даря Фонду президентских грантов РФ в корсаковском Центре технического твор­чества молодежи «Техносфера». Проект уникален не только для Дальнего Востока, но и для России и является победителем всероссийских соревнований по морской робототехнике во Владивостоке.
Как объяснил руководитель «Технос­феры» Александр Пырков, при наличии специального оборудования (гидроло­каторов бокового обзора, эхолота и др.) катер, двигаясь с малой скоростью на автопилоте, может с большой точностью проводить различные исследования (на­пример, измерять глубину, определять маршруты залегания трубопроводов и пр.). На основе опыта его практического применения в дальнейшем можно будет перейти к созданию новых гидрографиче­ских платформ.
– Это маломерное судно способно ра­ботать без остановки длительное время, только топливо доливай. Оно записывает всю поступающую информацию, а снять ее и использовать можно при возвра­щении катера в порт, – рассказывает о своем детище Пырков.
Именно качеством работы такое судно отличается от собратьев, управляемых экипажем.
Морской робот имеет длину 4 м 40 см при ширине 1м 20 см, дальность хода в управляемом режиме составляет от 5 до 20-25 км в зависимости от наличия пря­мой видимости и погодных условий. В неуправляемом – ограничивается только запасом топлива.
Максимальная скорость составляет 22 узла (чуть меньше 40 км/ч), минималь­ная – 2-3 узла. Хорошую работу обеспечи­вает бензиновый инжекторный двигатель, удачно сочетающий в себе простоту экс­плуатации, экономичность и надежность.
По слова Пыркова, управляется этот робот с помощью автопилота: ему зада­ется маршрут, по которому он и движется. Кроме того, на борту имеется спутниковая телеметрия, посредством которой можно отслеживать курс, скорость и местопо­ложение объекта. Получается, что, даже сидя в машине, можно спокойно управ­лять катером при наличии интернета.
Отправить «Сивуч» в первое автоном­ное плавание по маршруту Корсаков – Холмск планировалось 12 октября в 4 часа утра. До этого, 9 октября, прошли ходовые испытания робота на переходе от Первой Пади до Пригородного: катер доказал, что вполне готов к плаванию на более длинные расстояния, правда, пока только в каботаже (то есть на удалении 5-8 км от берегов). В тот же день его пре­зентовали общественности.
Пырков изначально рассчитывал, что до Холмска «Сивуч» будет следовать порядка 8 часов и придет в порт к 14 или даже к 16 часам.
– Торопиться не будем, ведь нам надо не рекорды устанавливать, а проверить, как «Сивуч» будет вести себя во время перехода, – объяснял руководитель «Тех­носферы» накануне перехода судна в Холмск. – Катер встретят наши специа­листы вместе со мной и курсанты Саха­линского мореходного училища, которые следят за новыми достижениями в области морской робототехники. В училище пла­нируют также ввести в учебный план курс по безэкипажному судовождению.
Уже встретив катер в Холмске, Пырков отметил, что первое автономное плава­ние прошло очень успешно. Выйдя из Кор­сакова в 6 часов 25 минут, «Сивуч» благо­получно добрался до Холмска в 16 часов 50 минут.
Единственная неприятность (впрочем, вполне поправимая) – через 20 минут по­сле отхода вышел из строя один из двух приборов спутникового слежения. Зато второй исправно действовал до самого прихода в Холмск. Порадовал инжектор­ный двигатель: отлично отработав в тече­ние всего маршрута, он показал солид­ную экономию топлива.
Надеемся, что не за горами день, когда новое слово морской робототехники смо­жет заявить о себе в полный голос уже как исследовательский катер – и семь футов тебе под килем, «Сивуч»!
Константин ПАЛЬГИН, фото автора
Авторы:ADMIN admin