XI Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» – одно из центральных ежегодных мероприятий по арктической повестке в России. В этом году программа форума стала наиболее масштабной за все время его проведения. В событии приняли участие делегаты из 40 регионов России и 15 иностранных государств. И это неудивительно: интерес к Арктике в последние годы стабильно растет, в том числе и со стороны неарктических стран, а актуальных вопросов, требующих обсуждения, за пандемийный год накопилось немало.
Модератором постоянной секции форума – Архитектура безопасности Арктического региона» – выступил представитель Сахалинской области в Государственной Думе, член думского комитета по обороне Георгий Карлов, который подробно ответил на все наши вопросы.
– Георгий Александрович, Ваше участие в проведении арктического форума связано с тем, что в парламенте нового созыва Вы вошли в комитет по обороне?
– Скорее, наоборот: опыт общения, полученный за все время участия в форуме, мне сегодня очень помогает в комитете по обороне. Ведь я уже пятый год выступаю модератором секции по безопасности в Арктике, и вопросы защиты российских интересов в этом регионе обсуждаются здесь на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что в работе секции приняли участие сенатор от Карелии, первый зампред комитета по обороне и безопасности Александр Ракитин; командующий Северным флотом, Герой России Александр Моисеев; заместитель руководителя департамента береговой охраны пограничной службы ФСБ России контр-адмирал Владимир Коблов, а также представители руководства других профильных государственных структур.
Наша страна в этом и следующем году будет председательствовать в Арктическом совете, и главная задача России – сохранять мир и стабильность в этом регионе, развивать мирное взаимодействие с другими государствами. И, кстати, не только арктическими: например, Китай уже обозначил свой статус «околоарктического государства» и активно инвестирует как в российские проекты, так и в проекты других стран региона. Отмечу, что и страны – члены НАТО стараются сегодня укреплять в Арктике свое военное присутствие – и к такого рода вызовам Россия должна быть готова.
– Если сосредоточиться на вопросах мирного освоения Арктики, каковы задачи нашего государства в этом регионе?
– Все знают слова Ломоносова о том, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Наш великий ученый смотрел далеко: сегодня российская Арктика становится прочной основой для развития экономики страны. Напомню, что Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Кроме того, в этом году Дума приняла целый пакет федеральных законов о поддержке предпринимательской деятельности в Арктике. Эти законы предусматривают, что вся российская Арктика будет особой экономической зоной – и в новых преференциальных режимах уже начали реализовываться первые инвестиционные проекты. Поставлены и достигаются амбициозные цели по развитию Северного морского пути, повышению качества жизни в северных регионах, сохранению экосистемы.
Рад, что особую динамику этому процессу дает именно работа нашего петербургского форума. Я разделяю позицию главного организатора мероприятия – моего коллеги по работе в Думе, выдающегося полярника, специального представителя Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова: главный результат нашей деятельности – это те практические шаги, которые государство делает в области совершенствования законодательства по Арктике. Кстати, итоговая резолюция XI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» уже направлена в профильные органы власти и обязательно примет форму федеральных законов.
– Георгий Александрович, предвижу вопрос от жителей нашего островного региона: какую пользу освоение Арктики может принести сахалинцам и курильчанам?
– Вопрос правильный. Во-первых, наши острова – неотъемлемая часть Российского государства, и все, что хорошо для России, – хорошо и для Сахалинской области. Вспомните хотя бы, что грузопассажирский теплоход «Павел Леонов», который сейчас успешно работает на курильской линии, пришел к нам из Петербурга именно по Севморпути. Для нашего региона освоение Арктики должно стать драйвером развития, ведь технологии, представленные на форуме, можно применять и в других субъектах с суровыми климатическими условиями, в том числе – на Сахалине и Курилах. Скажу без преувеличения: эти наработки актуальны для всего мира.
Подготовил Александр ИВАНОВ