вт, 16 июль
22:28
Корсаков
+19 °С, облачно

Xing Yuan: операция «Ликвидация»

10 февраля 2022, 10:13СОБЫТИЯ
Фото: Из личного архива ФГБУ «Морспасслужба»

Спасатели из Корсакова предотвратили угрозу разлива нефтепродуктов с севшего на мель сухогруза

50 суток, с 8 декабря 2021 года по 28 января 2022-го, корсаковские спасатели Са­халинского филиала ФГБУ «Морспасслужба» принимали участие в предотвращении и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на сухогрузе Xing Yuan (флаг Сьерра-Леоне), севшем на мель в черте города Холмска. Судно полностью очищено от нефтепродуктов. Никакой угрозы для экологии оно не представляет. Спасатели вернулись к месту постоянной дислокации в Корсаков.

По словам заместителя директора «Морспасслужбы» по аварийно-спа­сательным работам и ликвидации разливов нефти (АСР/ЛРК) Алексан­дра Дребноскока, который руководил операцией на сухогрузе, скрываются напряжение трудных рабочих будней по предотвращению экологической угрозы акватории портового города, нестандартный подход к разрешению стоящей перед спасателями задачи, их высокий профессионализм. А задача по предотвращению разлива нефти и нефтепродуктов, учитывая непростые погодные условия и мелководье, была действительно сложной.

6 декабря прошлого года при снятии с якоря в условиях штормовой погоды Xing Yuan выбросило на мель в Холм­ске. У судна отказал главный двига­тель, отсутствовало энергообеспече­ние. В тот же день судовладелец вышел на морскую спасательную службу с просьбой о помощи, 7 декабря экипаж судна из 12 человек силами сотрудни­ков МЧС был эвакуирован на берег, а уже 8-го числа, после однодневной подготовки к сложной командировке, спасатели «Морспасслужбы» выдви­нулись к месту происшествия. Картина, открывшаяся перед ними, не внушала оптимизма. Сухогруз, накренившись в сторону, плотно сидел на мелководье в 30-40 метрах от береговой черты.

– Сложность операции состояла в том, что нам впервые пришлось при­нимать участие в аварийно-спасатель­ных работах, когда было невозможно осуществить традиционный доступ на судно. Обычно в подобных ситуациях мы пришвартовывались к аварийному судну или на катере, или доставляли оборудование к месту аварийных работ с пирса, – говорит Александр Дребноскок.

В данном же случае сухогруз был от­дален от берега, спасбригаде прихо­дилось пробираться к месту, используя канатную дорогу, специальную люльку и другие приспособления.

Надо учесть, что оборудование имеет большой вес. Поэтому преодо­ление 40 метров «канатки», отделяю­щих судно от берега, превратились в отдельную спецоперацию. Также наша команда рассчитывала, что ей помогут с парогенератором, необходимым для разогрева мазута и его дальнейшей перекачке на верхнюю палубу, специ­алисты управления МЧС. Но у послед­них, вследствие циклона, обрушивше­гося на Сахалин, были другие задачи.

Спасателям пришлось продумать новые нестандартные варианты и подходы. Разработав алгоритм даль­нейших действий, они нашли паровой котел, который обогревал топливный танк: мазут разогревался, затем по­давался нефтеперекачивающими на­сосами на верхнюю палубу. Здесь он сливался в пластиковые контей­неры, которые потом передавались на берег в бензовоз или аналогичные емкости.

Как отмечалось в сообщении ФГБУ «Морспасслужба», большая часть то­плива была доставлена на берег бук­вально на руках спасателей. Еще одна сложность состояла в том, что диптанк с мазутом располагался между двух цистерн, и никто не мог показать, где находится горловина. В результате было принято решение о проникно­вении в него через цистерну левого борта. Для того чтобы вырезать отвер­стие и попасть в другой бак, резервуар надо было зачистить так, чтобы в нем не осталось ни паров, ни остатков то­плива. Главное – не допустить взрыв на сухогрузе. И спасбригада бле­стяще справилась с работой! Топлив­ный танк был зачищен «под ноль», все вытерто ветошью. После этого спа­сатели приступили к работе по вы­резке специальных технологических отверстий.

На постоянной основе в аварий­но-спасательных работах принимали участие девять специалистов: правая рука руководителя аварийно-спаса­тельных работ – мастер Сергей Быч­ков, а также его сын Максим Бычков; инженер газоспасательных работ Де­нис Родичкин с братом Иваном; Игорь Шаповалов, Виталий Кредшенко, Вя­чеслав Левагин, Александр Руднев. Команда работала от начала до конца работ. Также при необходимости к ней присоединялись специалисты узкого профиля – Александр Северин, Сер­гей Лагутин, Иван Колесников.

Проживала спасбригада в гости­нице. У многих слово «гостиница» ас­социируется с хорошими условиями. На самом деле, условия проживания были спартанскими.

– Нам было не до роскошества. За рабочий день уставали так, что, когда приходили в свои номера, сил хватало только на то, чтобы поужинать и без сил заснуть тревожным сном, – де­лится Денис Родичкин.

В качестве бытовки, где можно было переодеться перед началом трудового дня, использовали помещение, арен­дованное в торговом комплексе. Рас­порядок дня был выверен – с 09:00 до 17:00, до момента, как садилось солнце. Обеда как такового не было. С собой брали горячий чай, кофе, бу­терброды.

И так без малого два месяца.

Правда, надо сказать, что новогод­ние праздники спасатели встречали дома, с семьями. Перерыв в работах был использован также для того, чтобы подобрать необходимые инструменты, посмотреть специальную литературу, окончательно определиться с тактикой и стратегией дальнейших работ.

Нельзя не отметить большой вклад в общий успех аварийно-спасательной операции директора предприятия, капитана дальнего плавания Сергея Безусова. Именно он решал многие вопросы взаимодействия с капитаном порта, управлением ГО и ЧС Саха­линской области, администрацией морских портов, Пограничным управ­лением ФСБ и так далее. Положитель­ный результат экспедиции во многом был достигнут благодаря его умелой организации труда, грамотной рас­становке сил и контролем за ходом проведения аварийно-спасательных работ.

К моменту окончания командировки все спасатели ощущали усталость, хо­телось домой.

Вот и последний день. Люди – в пред­вкушении скорой встречи с родными.Им есть чем гордиться. Все нефтепро­дукты с сухогруза доставлены на бе­рег и подготовлены для дальнейшей утилизации. Аварийно-спасательная операция получила высокую оценку представителей судовладельца за тщательный осмотр судна, ее резуль­таты занесены в протокол.

Всего за время работ спасатели пе­редали для утилизации 39,64 кубиче­ских метра дизельного топлива, 106,7 кубических метра мазута, около 8 кубических метров машинного масла.

Участие в подобных мероприятиях – верх мастерства и профессионализма спасателей. Но, чтобы всегда быть в форме, необходима ежедневная изну­рительная работа.

– Скучать нашим спасателям не­когда. Их будни состоят из трениро­вок, занятий, учений. Плюс к этому они находятся в постоянной готовно­сти в рамках договорных обязательств с администрацией морских портов, суда несут дежурство в рамках госу­дарственного задания, – рассказал Александр Дребноскок.

И результаты такой готовности го­ворят сами за себя. Полтора года назад общими усилиями спасателей проведены работы по снятию с мели балкера, попавшего в шторм в рай­оне порта Шахтерск. А в мае 2021-го специалисты ФГБУ «Морспасслужба» успешно ликвидировали разлив нефти в порту Бошняково.

Юрий ФЕЛИЦЫН