В ходе мероприятия полицейские и «серебряные» добровольцы посетили 31 магазин. С руководителями и продавцами были проведены беседы, им раздали листовки с описанием способов, применяемых аферистами для обмана граждан, мерами предосторожности, направленными против мошеннических действий. Также была листовка с фотографией участкового, ответственного за территорию, где находится торговый объект, указан телефон, по которому граждане могут обратиться к нему в случае необходимости.
Участники рейда обратились к работникам торговли с просьбой повесить буклеты на видное место или в «Уголок покупателя», чтобы люди, особенно старшего поколения, могли ознакомиться с информацией и знать, как действовать, если их пытаются обмануть мошенники. Надо отметить, что во многих магазинах подобные листовки уже развешаны.
– Акция, проведенная в этот день, – не одноразовая, она носит долгосрочный характер. Хочется защитить людей от «разводов» и уловок телефонных аферистов и научить, как им противостоять, – говорит руководитель «серебряных» волонтеров Наталья Новопашина.
Положение с телефонным мошенничеством действительно тревожное. Преступники находят все новые схемы и способы обмана, пока сотрудники банков пытаются справиться со старыми атаками. Центральный банк называет телефонное мошенничество национальным бедствием, так как оно достигло небывалых размеров. В прошлом году у клиентов банков в среднем за квартал крали почти по 3 миллиарда рублей! Выходит, ежегодно от противоправных действий аферистов страдают сотни тысяч россиян. В подавляющем большинстве случаев преступники связываются со своими жертвами по телефону и используют методы психологического давления, втираясь к людям в доверие.
По словам начальника ОУУП и ПДН ОМВД России по Корсаковскому городскому округу Александра Слюняева, сегодня в Сахалинской области практически еженедельно с помощью телефонных звонков обманывают граждан. Одних из них задерживают, привлекают к ответственности, но появляются другие, с новыми схемами мошенничества.
В настоящее время один из самых популярных видов телефонных «разводов» (звонок из службы безопасности банка) получил широкую известность и перестал работать. Но аферисты тут же произвели корректировку своих звонков и сегодня занимаются обзвоном потенциальных жертв от лица «правоохранителей», пытающихся «пресечь» кражу денег у клиента банка. Как сказал Александр Слюняев, сотрудники и ОУУП, и ПДН на ежедневной основе проводят с населением профилактические беседы.
И все же, несмотря на принимаемые меры, информированность населения о способах телефонного мошенничества оставляет желать лучшего.
В то же время, как считают специалисты, ситуацию с растущим объемом кибермошенничества своевременным предупреждением населения разрешить не удастся, необходимо принимать и другие меры: от ужесточения уголовного наказания и возвращения денег, даже если их выманил социальный инженер, до формирования рынка страхования для защиты от таких хищений.
Но воплощение всех этих мер в жизнь не избавит нас от необходимости быть бдительными и не доверять мошенникам.
Юрий ФЕЛИЦЫН