Центральной темой дискуссии стала стратегическая роль Дальнего Востока России как уникального полигона для опережающей разработки и внедрения передовых технологий мирового уровня. Сахалинская область, где функционирует первый в стране дронопорт «Пушистый», была представлена в качестве ключевой площадки для апробации и разработки новых сценариев применения дронов в сочетании с искусственным интеллектом. По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина, опыт и практики Сахалинской области будут распространены на другие субъекты Дальневосточного федерального округа. Отдельно был отмечен значительный вклад региона в достижение национальной цели — вхождение России к 2030 году в число глобальных лидеров в сфере беспилотных авиационных систем и систем всех сред.
– На форуме «Крылья Сахалина» мы представили более 70 сценариев использования беспилотников: в экологии, градостроительстве, обслуживании линейных объектов и логистике. Уже сегодня с помощью дронов нам удалось сократить площадь лесных пожаров в 40 раз, предотвратить наводнения и организовать доставку грузов в труднодоступные населённые пункты. Сахалин и авиакомпания «Аврора» — это пилотная площадка России для отработки применения беспилотных систем в народном хозяйстве. Принципиально важно решить вопрос их экономической эффективности — без этого движение вперёд невозможно. Уже создана модель управления полётами, согласованная с Росавиацией, открываются учебные центры и техникумы для подготовки операторов. Наша цель — масштабировать успешный опыт Сахалина на весь Дальний Восток, — подчеркнул губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Особое внимание было уделено ходу реализации национального проекта «Беспилотные авиационные системы», задачам достижения технологического суверенитета и выполнению целевых показателей Стратегии развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
– Беспилотные системы в России активно развиваются. Уже сейчас они применяются в различных сферах: работают беспилотные паромы, запущена беспилотная «Ласточка», внедряется городской транспорт, перевезено более 2 миллионов тонн грузов. Лидером является отрасль гражданских беспилотных воздушных судов. Основная задача Минтранса России — выстроить чёткое регулирование. На сегодняшний день можно сказать, что полноценный правовой фундамент для всего жизненного цикла БВС создан. Россия является одним из мировых лидеров в регулировании применения беспилотных авиационных систем и по ряду ключевых аспектов опережает такие страны, как США и Китай. В перспективе мы рассчитываем выстроить полноценные логистические цепочки с помощью тяжёлых БПЛА. Мы открыты и готовы делиться опытом со всеми заинтересованными сторонами, — отметил заместитель министра транспорта Российской Федерации Владимир Потешкин.
В ходе дискуссии обсуждались меры государственной поддержки для предпринимателей, работающих в сегментах беспилотных авиационных (БАС), надводных (БНТС), подводных (БЭС) и наземных (БНА) систем.
– В рамках поддержки производителей БАС Минвостокразвития России реализует комплексный подход. Мы предлагаем производителям весь спектр преференциальных режимов: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, режимы Арктической зоны и Курильских островов. Уже запущен Инновационный научно-технический центр во Владивостоке — на его базе будет развиваться инновационная технологическая платформа. Большую перспективу с точки зрения укрепления экспортного рынка и обмена научным опытом имеют международные ТОР. Мы будем и дальше помогать разработчикам в части инфраструктуры и сопровождения проектов. Нужно не просто научиться производить БАС, но и эффективно внедрять их во все сферы деятельности, а также выйти на внешние рынки. Наша цель — совершать прорывы в этой технологии будущего, — подчеркнул статс-секретарь — заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский.
Участники также обсудили вопросы международного взаимодействия, внедрение новых технологических решений и ход реализации национального проекта. Была отмечена важность поддержки отрасли и формирования экспертных площадок для диалога и обмена опытом.
– Конгрессно-выставочная деятельность становится ключевым инструментом для развития отраслей, объединяя международных партнёров, инвесторов и экспертов. Именно на таких площадках рождаются прорывные решения, укрепляется доверие и формируются векторы будущей экономики, основанные на технологическом суверенитете и устойчивом развитии. Созданная на Сахалине конгрессная площадка обеспечивает все условия для такого диалога. Подчеркну: внедрение инноваций, поддержка передовых отраслей, развитие компетенций и решение государственных задач обеспечивают прогресс — поэтому этим темам необходимо уделять особое внимание, — отметил первый заместитель директора Фонда Росконгресс, директор Восточного экономического форума Игорь Павлов.
В пленарном заседании приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, начальник управления беспилотных систем и робототехники Минпромторга России Алексей Сердюк, генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, генеральный конструктор — заместитель генерального директора ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Сергей Коротков, генеральный директор АО ГТЛК Михаил Парнев. В видеоформате к дискуссии присоединился председатель Всемирной федерации БПЛА Ян Цзиньцай.
Международный форум «Крылья Сахалина» проходит с 6 по 8 сентября. В нём принимают участие представители 19 стран мира, свою продукцию представляют 19 компаний. Мероприятие является выездной площадкой Восточного экономического форума. Оператор форума — Фонд Росконгресс. Официальные партнёры — ПАО «Банк ПСБ» и ООО СТС («Сахалин Турбина Сервис»).