чт, 06 окт.
14:56
Корсаков
+6 °С, облачно

ВОКЗАЛЬНАЯ – ИСТОРИЯ УЛИЦЫ

22 сентября , 09:47ИСТОРИЯ РАЙОНА
Фото:

(Окончание)

ВОКЗАЛЬНАЯ И ПРИРОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ

В августе 1981 года на Сахалин обрушился тайфун «Филлис». Корсаковцы, бывшие свидетели стихии, до сих пор помнят о том, как приходилось им в те дни преодолевать возникшие трудности. Своими воспо­минаниями, связанными именно с улицей Вокзальной, поделилась жительница нашего города Зоя Кобзева.

«В тот год я работала во время школьных каникул почтальоном на участке, который как раз начинался от школы № 1 и заканчивался за хлебокомбинатом. В первый день стихии все почтальоны были уверены, что начальство разрешит им остаться дома. Но по­ступило распоряжение – работу продолжать. Приказ есть приказ.

Вокзальную частенько заливает во время сильного дождя, а что творилось там во время стихии – про­стыми словами не передать. И вот я, десятиклассница, побрела по колено в воде к «своим» домам. На улице ливень, под курткой – сумка с письмами и квитанциями на посылки и переводы. Как прошла район северного порта – сама удивляюсь. Хорошо, что не было машин. Добралась до домов № 40–44. Подхожу к одному из них, а там – вода до первого этажа стоит. Зашла в подъезд, нащупала ступеньку… Ура! От кафе «До­рожного» шла по центру дороги – по краю опасно было, можно в кювет угодить. Но тут, на мое счастье, ехал военный автомобиль. Пожалел меня водитель, подвез до поворота на Окружную. Несмотря на три «проливных» дня, почта доставлялась в срок. Вот такое боевое крещение было у меня на этой улице.

Навсегда остался в моей памяти и мощнейший удар стихии, обрушившийся 25 ноября 1988 года, когда на продолжительное время город был обесточен в течение нескольких недель. Я в то время работала поваром в кафе «Дорожное», рядом с железнодорожным вокза­лом. Так как остановить работу предприятия обще­ственного питания было нельзя, в наше кафе привезли полевую кухню из воинской части. Мы сами рубили дрова и готовили прямо на улице. Во всех домах не было электричества, поэтому количество посетителей увеличилось в разы. Кроме того, пассажиры, которые приезжали в город на автобусном маршруте № 115, водители автобусов и автомобилей, перевозящих грузы из порта, тоже останавливались у нас пообедать. Хо­рошо, что была зима – продукты прекрасно сохраня­лись. Люди стояли в очереди с баночками, чтобы купить еду. Электричество было только на территории мор­ского торгового порта, у предприятия был автономный источник питания. Часть коллектива кафе перевели в столовую северного района. На подмогу направили курсантов мореходной школы, которые учились на судовых поваров. Вот так и пережили трудное время».

Жизнь улицы Вокзальной неразрывно связана с деятельностью северного порта. В своей книге «Я – главный диспетчер» Юрий Иванцов, поработавший большую часть своей жизни на предприятии, отмечает тот факт, что в условиях непогоды в порту всегда за­ливало причалы. Порожние большегрузные контей­неры, да и слегка загруженные плыли по воле волн не только по району, но и вдоль береговой полосы. Все, что имело плавучесть, прямиком попадало на Вокзальную, и порой контейнера обнаруживали на путях железнодорожного вокзала. Автомобилистам приходилось на скорости преодолевать незаплани­рованную преграду, чтобы не заглохнуть.

Много хлопот приносили порту и прилегающим к нему территориям снегопады и метели. Особенно «звер­ствовали» зимы в 70-е годы прошлого столетия. Народ пробирался до работы в темноте узкими снежными ко­ридорами, пробитыми самими же людьми. А однажды портовики от школы № 1 до переезда Северного района добирались просто ползком, по сугробам высотой пре­вышающей штабеля леса на железнодорожных вагонах.

ВОКЗАЛЬНАЯ – ТРУДОВАЯ

На Вокзальной в советские времена располагались многочисленные объекты народнохозяйственного на­значения. В первую очередь необходимо сказать о же­лезнодорожной станции Корсаков (Вокзальная, 21), работники которой обрабатывали десятки тысяч тонн грузов, имеющих важное значение для жизни города и всей островной области. Они и сейчас, пусть и в меньшем масштабе, продолжают нести свою тру­довую вахту.

Северный пирс Корсаковского морского тор­гового порта (Вокзальная, 19а). Достаточно сказать, что порт принимает до 80% грузопотока региона и яв­ляется одним из крупнейших операторов по перевалке всех видов сухих грузов, чтобы увидеть и понять весь впечатляющий масштаб работы морского торгового порта.

В 1970 году наша страна отмечала 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. К этому событию порто­вики подготовили для города дар – красочное панно, протянувшееся вдоль территории северного порта, посвященное юбилею вождя революции. Хотя прошло уже много лет с момента его сооружения, оно и сегодня продолжает приковывать к себе внимание жителей и гостей города.

Корсаковская база нефтепродуктов (Вок­зальная, 66) – крупнейший перевалочный пункт не­фтепродуктов на Сахалине. Суда с нефтепродуктами подходят к берегу, далее по трубопроводам топливо перекачивается в резервуары. С 1999 года владельцем нефтебазы является объединение «Роснефть-Сахалин­морнефтегаз». В конце 90-х – начале 2000 годов в связи с нахождением отдельных жилых домов в опасной производственной зоне, они пошли под слом.

Если вышеназванные объекты продолжают нести службу и сегодня, то, к примеру, такие предприятия, как «Реалбаза хлебопродуктов», многочисленные склады, протянувшиеся вдоль сопки и по береговой линии, а также другие предприятия и учреждения, расположен­ные на Вокзальной прекратили свое существование.

До нашего времени сохранилась научно-исследова­тельская лаборатория транспортного строительства (Вокзальная, 21), занимающаяся исследованием марок бетона, его плотности и прочности. Многие из корса­ковцев даже не догадываются об ее существовании.

Автозаправочная станция АЗС № 14 – автовла­дельцам прекрасно знакомо это место. Современная «заправка», построенная на месте старой, сдана в эксплуатацию 7 сентября 2001 года. Рассчитана на 500 заправок в сутки.

Еще одно место, известность которого, правда, оста­лась в прошлом – кафе «Дорожное». Введено в экс­плуатацию 22 октября 1965 года. Выстроено силами группы «Корсаковторга» с оценкой «хорошо». Прошло более 55 лет, но память продолжает хранить воспо­минания о пассажирах, терпеливо дожидающихся в очереди «билетика с местом» на автобус № 115, о 20-минутном интервале между автобусами, о кафе, где можно было перекусить в ожидании своего рейса, выпить стакан сока, отдохнуть.

Медицинский вытрезвитель (Вокзальная, 5). В пост­перестроечные времена система медвытрезвителей по стране «приказала долго жить» и они (наш – в том числе) были закрыты. В настоящее время в здании рас­положены управляющая организация «Сакура Плюс» и магазин «Сакура». На Вокзальной, 3 в прекрасном состоянии сохранился склад японской постройки, сде­ланный из красного кирпича.

В 50–60-е годы прошлого века на улице находи­лось 38 жилых домов. Сегодня многие из них исчезли с лица земли.

Необходимо отметить, что строительство трех шла­коблочных жилых домов на привокзальной площади начиналось на улице Набережной, позже трансфор­мировавшейся в Вокзальную. В декабре 1952 года в основание многоквартирного жилого дома (сегодня Вок­зальная, 42) был заложен первый камень. А уже вскоре в нем жители города отмечали новоселье. В 1957 году там же были выстроены еще две «сталинки» (Вокзальная, 40, 44). В доме по Вокзальной, 40 на крыше можно увидеть своеобразный куб. Раньше в нем располагалась диспетчерская служба железнодорожной станции. С вводом в эксплуатацию здания вокзала потребность в помещении отпала. Жильцы его приватизировали, и сегодня благополучно проживают в кубе-квартире. Еще одно место, которое останется в памяти у многих и многих корсаковцев – здание бывшего «железнодо­рожного» детского сада, рассчитанного на 50 мест. Построено оно было на улице Набережной и сдано в эксплуатацию 29 сентября 1958 года. Впоследствии, при изменении нумерации домов, дошкольное учреждение автоматически «переехало» на Вокзальную. Здесь оно и находилось долгое время, пока часть зданий не пере­вели на Железнодорожную. Сегодня в бывшем детсаде расположились коммунальные службы города.

Можно много писать о Вокзальной, многие учрежде­ния и предприятия мы не упомянули в нашем неболь­шом обзоре – просто все охватить невозможно. Газета рассчитывает на воспоминания старожилов города, пишите, рассказывайте, делитесь ими с корсаковцами.

По материалам Корсаковского архива при активном участии Ренаты Голошумовой

публикацию подготовил Юрий ФЕЛИЦЫН