Об итогах работы Корсаковской городской прокуратуры в этом направлении мы беседуем с прокурором города Сергеем Третьяковым.
– Сергей Сергеевич, расскажите нашим читателям о законодательном закреплении права граждан на обращение в государственные органы?
– Конституцией Российской Федерации гарантировано право наших граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Законодательным актом, регламентирующим порядок и гарантии реализации гражданами данного конституционного права, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина является одним из приоритетных направлений деятельности Корсаковской городской прокуратуры, при этом основным источником сведений о нарушениях в данной сфере являются поступающие в органы прокуратуры обращения граждан.
– Какими способами граждане могут сообщить в органы прокуратуры о нарушении их прав?
– Граждане могут сообщать в органы прокуратуры о нарушении их прав в письменном виде по почте, по адресу г. Корсаков, ул. Краснофлотская, 16, на адрес электронной почты korsakov@65mailop.ru, через портал Госуслуг. Также можно обратиться на личный прием, который осуществляется в будние дни ежедневно в помещении городской прокуратуры. Личный прием я веду каждый понедельник с 09:00 до 17:00. В остальные дни – заместители и помощники прокурора. Можно также получить разъяснение по всем интересующим их вопросам, позвонив в приемную прокуратуры по номеру: 8 (42435) 41-3-11. Если в силу состояния здоровья или по иным причинам гражданин не может лично прибыть для подачи заявления, необходимо сообщить по вышеуказанному телефону, и тогда будет организован выезд работника прокуратуры по адресу проживания.
– Что нужно иметь при себе гражданину, когда он идет на личный прием?
Документ, удостоверяющий личность. Если есть возможность, лучше сразу приносить документы, которые вызывают вопросы. Это упрощает понимание проблематики и позволяет в некоторых случаях дать заявителю достаточные разъяснения по существу.
– В течение какого времени обратившийся заявитель может получить ответ?
По общему правилу, если проводится проверка, в течение 30 суток с даты регистрации обращения. Срок рассмотрения может быть продлен еще до 30 суток, об этом также уведомляется заявитель. Если не требуются дополнительное изучение и проверка, то ответ дается в течение 15 суток. В случае если вопрос не относится к компетенции нашей прокуратуры, к примеру, обжалуются действия либо бездействия какого-либо министерства, то обращение перенаправляется в уполномоченный на разрешение обращения орган в течение 7 суток.
Соответственно, в направляемом заявителю ответе на обращение указывается о принятых мерах реагирования, направленных на устранение нарушений закона, либо сообщается, почему гражданин заблуждается, и разъясняется его право на обжалование ответа. Если принимается решение о перенаправлении обращения в иной орган либо должностному лицу, о причинах также сообщается.
– Скажите, много ли обращений поступает в прокуратуру района?
– В 2022 году поступило более 700 обращений. На личном приеме мною принято более 60 человек, при этом каждое пятое обращение удовлетворено, приняты меры к восстановлению прав граждан.
Например, в 2022 году прокуратурой района в суд подано исковое заявление в интересах лица, отнесенного к категории детей-сирот, к администрации городского округа о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору специализированного найма в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, которое судом было рассмотрено и удовлетворено. Оснований для направления прокурором решения суда для принудительного исполнения в службу судебных приставов не имелось, ввиду фактического предоставления жилого помещения до дня вступления решения в законную силу.
– Каких вопросов касались обращения граждан, поступивших в прокуратуру на рассмотрение в 2022-м?
– Обращения, поступившие на рассмотрения, касались, в том числе, вопросов нарушения жилищного, трудового законодательства, работы правоохранительных и контролирующих органов.
Городской прокуратурой в целях своевременной защиты нарушенных жилищных прав, по заявлениям граждан в суд направлено 7 исковых заявлений о признании распоряжений администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» в части установления поздних сроков отселения, незаконным и возложении на администрацию обязанности принять меры о незамедлительном отселении жителей многоквартирного дома.
Решениями Корсаковского городского суда требования городского прокурора удовлетворены. На орган местного самоуправления возложена обязанность принять незамедлительные меры по отселению граждан из аварийных домов. В настоящее время прокуратурой контролируется исполнение всех судебных решений. Хочется отметить, что само по себе наличие решения суда не является окончанием проведения проверочных мероприятий. Прокуроры всегда проверяют фактическое устранение нарушений, контролируют работу судебных приставов-исполнителей на стадии исполнительного производства. Только при фактическом исполнении решения суда работу по конкретному обращению можно будет считать оконченной.