Жители Сахалинской области всё чаще пользуются услугами железнодорожного транспорта. По итогам прошлого года в Южно-Сахалинской агломерации пассажиропоток вырос на 44% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные были представлены на встрече губернатора области Валерия Лимаренко с руководством Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Результат стал возможным благодаря реализации проекта «Железная дорога как городской транспорт» , который меняет подход к использованию поездов в повседневной жизни сахалинцев.
Если раньше железную дорогу воспринимали как средство связи между городами, то теперь она стала неотъемлемой частью городского общественного транспорта. В 2024 году пригородными поездами воспользовались около 460 тысяч человек , из них почти 249 тысяч — в Южно-Сахалинской агломерации . Для сравнения: в 2023 году показатель составлял всего 172 тысячи пассажиров на этой территории.
– Компания «РЖД» подарила Южно-Сахалинску городской экспресс. Железная дорога стала важной частью общественного транспорта, и пассажиропоток уверенно растёт. Это важная и нужная работа, которая ведётся в интересах наших жителей, чтобы они могли комфортно и быстро передвигаться по городу, — отметил губернатор Валерий Лимаренко .
Сейчас пригородные поезда курсируют по 18 маршрутам , три из которых — введены в мае 2024 года на участке Долинск – Корсаков . Благодаря строительству новых разъездов в районах Большая Елань и Луговое , частота движения была увеличена до 64 поездов в будний день , ранее было 57 .
Также в рамках модернизации поступило 8 новых вагонов и 2 рельсовых автобуса , что сделало перевозки более комфортными и регулярными.
На острове продолжается обустройство транспортно-пересадочных узлов и совмещённых остановочных пунктов , которые позволяют пассажирам без лишних усилий переходить от одного вида транспорта к другому. Например, можно доехать на автобусе, пересесть на поезд, а затем снова на автобус — всё по единому проездному документу .
В Южно-Сахалинске такие изменения уже заметны:
Это делает транспортную систему региона более удобной и доступной.
Особое внимание на встрече уделяли экологическим аспектам развития железной дороги. В рамках программы достижения углеродной нейтральности Сахалинской области к 2028 году четыре котельные будут переведены с дизтоплива на природный газ , а также прорабатывается вопрос перехода пассажирских вагонов с угольного отопления на электрическое .
Начальник Дальневосточной железной дороги Евгений Вейде пояснил:
– Сейчас мы используем пеллеты для обогрева вагонов, но уже прорабатываем проект перевода на электроотопление через пост формирования в Южно-Сахалинске. Это позволит значительно снизить выбросы в атмосферу и сделать транспорт ещё чище.
В планах компании — завершить капитальный ремонт подземного пешеходного перехода у железнодорожного вокзала в этом сентябре. К концу 2026 года будет проведена полная реконструкция самого здания вокзала и благоустройство прилегающей территории. В здании появятся современные залы ожидания, комнаты отдыха, обновленные билетные кассы и новые сервисы для пассажиров.
Также рассматриваются варианты строительства многоуровневых развязок и пешеходных переходов через железную дорогу — для повышения безопасности и комфорта горожан.