Родился он 12 ноября 1941 года в Анапе Краснодарского края.
– Помню какое теплое Черное море, как мы детворой бегали, плескались, ловили рыбу, – вспоминает Сергей Александрович. – Мои дядюшки трудились в береговых бригадах, поэтому можно сказать, что море само меня выбрало.
В 1952-м он вместе с родителями переехал не куда-нибудь, а на Сахалин – остров, со всех сторон окруженный водой. Наверное, это и есть судьба. Обосновались в поселке Быков Долинского района. Отец работал на шахте «Долинская». Он хотел, чтобы сын пошел по его стопам и поступил в Горный техникум. Но Сергея еще с детства окружало и манило море. Окончив в 1958 году восемь классов, перед ним встал выбор: куда дальше?
…А дальше он со своим товарищем поехал в Углегорск, поступать в мореходную школу Министерства рыбного хозяйства СССР. Экзаменационные испытания были пройдены успешно, и с 1958 по 1960 годы молодой человек осваивал азы морского дела. После окончания мореходки по направлению трудоустроился в Управление морского рыболовного и зверобойного флота г. Холмска.
– Производственную практику проходил там же. В заливе Анива на судне «Олонка» мы ловили сельдь кошельковыми неводами и сдавали ее в разные населенные пункты, включая Корсаков. Первые шаги были довольно сложными. За мое морское воспитание взялся матрос Владимир Хван, который в будущем стал капитан-директором. Он подсказывал, как справляться с укачиванием. Одним из способов было употребление лимонов. Довольно кисло, но действенно. Где-то в течение недели организм привык, адаптировался, – делится Сергей Кудряшов.
Первое становление – работа на небольшом рыболовном судне вторым помощником капитана. Затем трудился на больших морских буксирах, один из них – «Булат». В течение двух лет для 13 человек из мореходки он стал вторым домом.
В 1965 году Сергей Кудряшов назначен капитаном РС «Кутум», в 1967-м участвовал в составе экспедиции из четырех рыболовных сейнеров в освоении промысла скумбрии в Тихом океане в районе Южных Курил. На «Кутуме» проработал до 1971 года.
Параллельно с трудовой деятельностью он получил образование в Невельском мореходном училище, получив диплом штурмана дальнего плавания, и назначен капитаном СТР «Олгуя».
– Работал я и на бывшем китобойном судне «Павел Фролов». В связи с принятой Конвенцией по запрету китобойного промысла его использовали на кошельковом промысле. Но из-за конструктивных особенностей и специфики судна эксперимент оказался неудачным, – рассказывает капитан.
В 1976 году Кудряшов стал капитан-директором на зверобойно-рыболовном судне «Загоряны», вместе с которым (в ходе реорганизации баз флотов) был переведен в Корсаковскую базу океанического рыболовства. В 1980-м возглавил траулер «Зеленоград» с экипажем 87 человек.
– Траулер нацелен не только на ловлю, но и на заморозку. К примеру, можно поймать 800 тонн рыбы, обработать ее и передать перегрузчику для дальнейших действий. В течение рейса можно было сделать 5-6 таких перегрузов. Только представьте, какие это масштабы! – делится Сергей Александрович
Морской трудовой путь капитана был насыщенным и интересным. Причем не только в период основного рабочего процесса и остановок на ремонт. Но и в самом начале, перед отправкой.
Есть у моряков такая традиция – посвящение при пересечении экватора. Ее проходят все, кто впервые отправляется в дальнее плавание.
– Это целое театрализованное представление, главными героями являются новички и Нептун со своими подручными-чертями. На палубе выступают музыканты, а капитан принимает указ от Нептуна, что он допускает экипаж в полном составе в свои владения. Главная задача – оставить мазутную метку на новичке, это и есть посвящение, – вспоминает наш герой.
Рыболовный флот развивался, пополнялся новыми судами. Промысел осуществлялся не только в дальневосточных районах Охотского и Берингова морей, Курильских островов, Камчатки, но и за их пределами. В 1975 году Сергей Кудряшов участвовал в эксперименте по отлову тунца кошельковым неводом в районе Новой Гвинеи.
Вообще по долгу службы ему приходилось бывать в разных городах и странах: Новой Зеландии, Польше, Сингапуре, Канаде, Японии, Соединенных Штатах Америки, столице Сенегала – Дакаре. И везде советский экипаж принимали радушно, а кое-где проявляли неподдельный интерес: как устроено судно СССР, как организована на нем работа. Поэтому наш капитан хорошо владеет английским языком.
– Когда мы осуществляли переход в Новой Зеландии на судне «Зеленоград», базировались в порту Литтелтон. К нам обратился агент с их стороны с просьбой провести день открытых дверей. Наше руководство идею поддержало, но мы не ожидали, что будет такой наплыв людей. Конца очереди на экскурсию не было видно! – до сих пор удивляется моряк.
С капитанского мостика Сергей Кудряшов сошел в 1993 году. Но, выйдя на пенсию, продолжал трудиться в организациях, связанных с флотом, вплоть до 2012 года. Капитаном на рыбопромысловых судах МРХ СССР проработал 30 лет, общий трудовой стаж – 55 лет. Является ветераном труда, любящим мужем, заботливым отцом и дедом.
– Дом – это то место, куда всегда хотелось возвращаться. Несмотря на то, что профессию свою я люблю, посвятил ей всю жизнь, на первом месте всегда оставалась и остается моя семья! Свою будущую жену я повстречал, когда еще учился в Невельске. С тех пор в счастливом браке мы живем вот уже 51 год! – делится Сергей Александрович.
У супругов прекрасные дети: сын Александр и дочь Елена, а также любимая внучка Машенька. С морем они не связаны, но, как уверяет наш герой, это неважно, ведь главное, что они также посвящают себя любимому делу.
Ксения БЕСПОЛУДЕННОВА