В школе он зачитывался книгами о летном деле, занимался изготовлением моделей различных летательных аппаратов, а фильм «В бой идут одни старики» стал по жизни его настольным пособием. Казалось, после окончания школы ему – прямая дорога в авиационное училище. Но у Александра оказались ограничения к летной службе, связанные со здоровьем. Тем не менее, ничто не помешало ему поступить в Вольское высшее военное училище тыла, и, окончив его с красным дипломом, получил право самостоятельно определять места службы. Выбор пал на Дальний Восток. В нашем городе Кобзев нес службу в инженерном батальоне морской авиации, дислоцированном на улице Нагорной.
Здесь же Александр встретил первую любовь и женился, здесь же обрел вторую любовь – к неповторимой сахалинской природе. Она-то и стала одной из причин его несколько экзотичного увлечения – полетами на параплане. В такое необычное хобби его вовлекли друзья. Один из них – Алексей, совершает полеты в Нечаевке. Вместе с ним герой нашего очерка и поднялся в воздух, исполнив детскую мечту.
«ПАРЯЩИЙ НАД СКЛОНОМ»
По словам Александра, он понятия не имел, что есть такой вид спорта – парапланеризм, думая, что параплан – это управляемый вид парашюта. Несмотря на внешнее сходство и родство с парашютом, они принципиально отличаются друг от друга тем, что параплан предназначен для горизонтального полета, а парашют – для покидания воздушного судна и последующего вертикального спуска. Искусство же парения в воздухе состоит в том, чтобы научиться держать крыло над головой.
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
Первый полет на параплане навсегда останется в памяти Александра. Случилось это в Третьей Пади. Ощущения, испытанные новичком в воздухе, не описать словами. Чувство свободного парения оказалось настолько осязаемым и ошеломляющим, что сразу влюбило нашего героя в новое для него увлечение на всю жизнь. Особенность параплана состоит в том, что при идеальных метеоусловиях с управлением без проблем справится даже новичок. Но, чуть набежавшее облако, поднявшийся или изменивший курс ветер, небольшой туман – и вы вмиг потеряете контроль над своим воздушным транспортным средством. И вот красивая «птица», казавшаяся непобедимой, уже висит, как промокшая тряпка. Статистика показывает, что летать – не опасно. Гораздо опаснее ездить по дорогам. Любой полет всегда заканчивается приземлением. Травмы случаются в подавляющем большинстве не в воздухе, а на земле. Готовность пилота к «встрече» с землей – залог нормального полета. К несчастью для Александра, он понял этот факт слишком поздно, когда за относительно короткое время дважды сам для себя создал аварийные приземления. Из своих неудачных полетов он вынес главное – надо серьезнее относиться к каждому из них. Расхлябанность, излишняя самоуверенность в своих силах – недопустимы.
НЕУДАЧА НАД ОЗЕРСКИМ
Первый раз трагедия в воздухе произошла в окрестностях села Озерского. Причина – неправильная оценка условий полета. Получилось так, что вверху был сильный ветер, а внизу, наоборот, – слабый. Рядом с ним на своем параплане парил в воздухе американец. Глядя, как он собирается пойти на посадку, Александр решил пойти вслед за ним, повторить его маршрут. При этом он не учел того обстоятельства, что крыло у него старое. Думал, его поток воздуха вверх поднимет, а там он уже сориентируется. Но при подъеме параплан попал в нисходящий поток. Далее – как во сне: резкий удар о землю, секундная потеря сознания, три перелома голеностопа.
Отсюда – правило номер один от парапланериста: неудачный полет – следствие непонимания серьезности мероприятия, недостаточной подготовки на земле. С небом нужно быть «на вы».
ПРИВОДНЕНИЕ В ПРИГОРОДНОМ
Еще один несчастный случай произошел в районе Пригородного, на водной поверхности Анивского залива. Плотная завеса тумана окутала параплан. Александр мог развернуть его и приземлиться на берегу. Но это был первоначальный план полета. А товарищи подсказали иное решение – перелететь через дорогу и приводниться в Анивском заливе. Пилот прислушался к совету и пошел по чужому маршруту. Видит, что ситуация незнакомая. Ему показалось, что берег достаточно далеко. Парапланерист в теории знал, как надо действовать при приводнении. Но все его познания превратились в пустой звук, когда он опустился прямо на пирамидку волнореза, отсвечивающую в лучах солнца из-под воды. Ее-то Александр и не заметил. Скорость контакта с пирамидой составила 10 метров в секунду. Это примерно то же самое, что прыгнуть на асфальт с пятого этажа. Остался же пилот в живых потому, что на нем были специальные ботинки. Тем не менее, результат «приземления» был плачевный: сломаны две пятки, было отчетливо слышно, как при контакте с пирамидой хрустели кости. И опять же, ни в коем случае нельзя было вставать сразу на ноги, о чем Александр и не догадывался. С воды надо выползать на коленках! Посадку на воду надо тренировать. Для этого есть специальные тренажеры, на которых можно «прокачать» самые различные ситуации.
Правило второе от Александра: прежде чем летать, научись падать. Травмы случаются в подавляющем большинстве не в воздухе, а на земле. Залог нормального полета – готовность пилота к встрече с землей или водой.
В тот несчастливый для Александра день, ему неоценимую помощь оказали товарищи, которые помогли выбраться из воды, отвезли в больницу. Как результат неудавшегося полета, – 10 месяцев на больничной койке, долгий период реабилитации.
Правило номер три от Александра: обязательно прислушиваться к своим ощущениям, особенно при посадке. Был период, когда его вес был свыше 100 кг. Это ощутимо мешало при полетах. Наш герой стал следить за весом и сбросил лишних 30 кг.
Сам себя парапланерист называет любителем, пилотом выходного дня. Это – досуг. За все время увлечения в небо поднимался больше 100 раз. Если кто-то подумал, что неудачные контакты с поверхностью поставили крест на его любимом хобби, то он ошибается. Как говорит Александр, для тех, кто хоть раз поднялся в воздух, параплан навсегда становится лучшим другом.
Помимо параплана, у Александра Кобзева «в друзьях» горные лыжи, дайвинг, роликовые коньки, а также бег. Есть у него и права на различный водный транспорт. Еще с недавних пор в семье появился квадрокоптер, его зарегистрировали, будут управлять с земли. Читатель наверняка спросит, как удается Александру совмещать разнообразный досуг с работой, ведь может элементарно не хватить времени на все увлечения.
Отсюда – последний совет от Александра: делать нужно все не спеша, поэтапно. У человека должно все идти от души, от стремления испытать новое, неизведанное…
Юрий ФЕЛИЦЫН