Наталья Капулина, учитель НОШ № 5, свой выбор сделала в тот момент, когда в первый раз села за парту средней школы № 2: буду учителем! Родители девочки думали, что у ребенка это – одно из многих увлечений. Но они недооценили характер и решимость своей дочери: только учитель начальных классов! Книги с детства стали для Натальи верными друзьями. И именно «классические», бумажные, а не электронные. Это счастье – забраться с ногами на диван, свернуться клубочком, вдохнуть непередаваемый запах, исходящий от книги, и с головой уйти в мир неизведанного…
После 8-го класса Наталья поступает учиться в педагогическое училище, по окончании которого новоявленный учитель начальных классов едет по распределению на север Сахалина, в Тымовский район. Но непредвиденные обстоятельства вынуждают ее вернуться обратно домой, в Корсаков.
В 2002 году пришла Наталья Викторовна работать в начальную школу № 5. И вот уже 20 лет открывает детям мир знаний, учит их светлому, прекрасному, вечному. За это время через руки педагога прошли пять выпусков классов учащихся начальной образовательной школы – это свыше 150 воспитанников. Сегодня педагог вновь с головой в работе – школьники шестого набора, из 1-го «Б» класса, привыкают к новым требованиям, терпению в учебе, взаимовыручке и школьной дисциплине.
Конечно, обучение в наше время и 20 лет назад – две большие разницы. В начале педагогической деятельности Натальи Викторовны три предмета – учебник, тетрадь и ручка – определяли суть образовательного процесса. Сегодня – плюс к этому – масса дополнительной литературы, которая вся в основном в электронном виде, а также обилие гаджетов, помогающих в обучении. Раньше, к примеру, школьники ходили в библиотеку, писали по несколько рефератов. Сейчас – пришел из школы, нажал кнопку, вывел на экран необходимую информацию, распечатал. Постепенно уходят в прошлое старые классные доски с непременными атрибутами в виде мелка и мокрой тряпки. Им на смену приходят интерактивные. Через два года третьеклассникам Натальи Викторовны выдадут ноутбуки, на которых они будут учиться. Есть в расписании у детей и уроки робототехники. Также школа закупила класс виртуальной реальности. Согласитесь, сейчас современным ученикам можно только позавидовать.
Но не все в данном случае так просто и однозначно. Хотя с появлением Интернета и цифровых технологий многое в школьном образовании изменилось, тем не менее у педагогов, по мнению Натальи Викторовны, работы прибавилось (повседневные отчеты, обязательное участие в работе различных курсов и многое другое). Порой создается ощущение, что можно захлебнуться в потоке информации. Нет, учитель не жалуется, работает, выполняет все предъявляемые требования, но при этом считает, что времени на живое общение с детьми остается меньше.
Есть ли у Натальи Викторовны любимые ученики? На этот вопрос со всей определенностью можно ответить: нет! Для педагога ее воспитанники – все одинаковые, все единственные и любимые.
Порой у далеких от педагогики людей может возникнуть впечатление о спокойной, размеренной жизни учителей. Но это совсем не так. Как рассказывает Наталья Викторовна, она приходит в школу за час до начала уроков. Необходимо подготовить к занятиям учебный материал, встретить детей, пообщаться с ними. Звонок на урок. И на задний план отступает все лишнее. Полная сосредоточенность, концентрация памяти, все внимание – ученикам. Звонок на перерыв. Казалось бы, впереди перемена, такой желанный отдых. Но ребят одних оставлять нельзя, педагог должен находится рядом с ними. А там снова урок, и еще, и еще. После окончания занятий у Натальи Викторовны – чувство удовлетворения и приятной усталости от хорошо выполненной работы. А в уме уже мысли о планах на завтрашний день. В том числе размышления о внеклассной работе, составляющей большой отдельный пласт школьной жизни. Участие в различных городских мероприятиях, выезды на различные экскурсии в Южно-Сахалинск (музеи, театры), участие в однодневных походах, уверена Наталья Викторовна, сближают учеников, родителей, делают их участниками одного общего дела.
Легко ли быть преподавателем? Наталья Викторовна убеждена – да: пришел, выдал урок и до свидания. А вот учителем, по ее мнению, – быть не каждому дано. Учитель – от слова «учить». И учить детей приходится не только на уроке, но и в свободное от работы время, невзирая на то, где находишься в данный момент – дома или в школе. Родители бывших учеников Натальи Викторовны продолжают ей звонить даже после окончания начальной школы их детей, просят дать совет, оказать помощь. И, конечно, она никогда не откажет, поможет, посоветует.
Весь предыдущий опыт педагога показывает, что большое значение для плодотворной работы с учениками, их воспитания имеет взаимодействие с родителями. А здесь зачастую возникают определенные проблемы. Приходится параллельно обучению детей учить и их родителей. На родительских собраниях Наталья Викторовна все подробно разъясняет, дает родителям консультации, подсказывает, как лучше сделать, отвечает на вопросы. Она отмечает, что многие папы и мамы хорошо знают законы и свои права. Но при этом забывают о своих обязанностях. Гладкие, ровные отношения между классным руководителем и современными родителями встретишь редко. Приходится их убеждать, объяснять, требовать. Конечно, случается, что и учителя ошибаются – они такие же люди. Но в конечном итоге с родителями всегда находится общий язык, вырабатываются общие требования, начинается процесс совместной работы, объединенный общей целью.
Практически ежедневно в жизни класса происходят различные курьезные моменты. Как-то, вспоминает Наталья Викторовна, сильнейшие ученики класса участвовали в олимпиаде по математике. После ее окончания, когда класс собрался в полном составе, участникам олимпиады учитель задал вопрос: гусь на двух лапах весит 8 кг, каков будет его вес, если поднимет одну лапу. Дети по привычке делят 8 на 2, получается 4 кг. Наталья Викторовна уже объясняла им разве что не пальцах – никак не понимали. И только когда один из школьников, причем далеко не отличник, сказал, что вес гуся останется таким же, с глаз сильнейших будто спала пелена – точно, вес останется прежним! Выходит, хорошая учеба не показатель того, что ученик обладает логическим мышлением.
Как правило, во всех классах есть учащиеся, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Если одному ребенку достаточна всего минута внимания – направишь его в нужное русло и ему уже все понятно, то к другому нужно найти подход: оставить после уроков и еще раз объяснить тему. Сегодня проблема еще и в том, что, начиная с первого класса, школьники записаны во всевозможные секции, кружки. Отсюда у многих детей накапливаются усталость, апатия, пропадает интерес к учебе. Пользуясь случаем, Наталья Викторовна настоятельно просит родителей определиться с приоритетами – что для них важнее: учеба ребенка или дополнительные внеклассные занятия.
Сегодня большинство ее уже бывших воспитанников, выпускников начальной школы 2022 года, составляют основу 5 «Б» класса средней школы № 1. И все без исключения учителя отмечают особую, творческую атмосферу на уроках у учеников Натальи Викторовны, их умение слушать, воспринимать информацию, мыслить.
За свою качественную плодотворную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения Наталья Капулина была отмечена почетными грамотами министерств образования Российской Федерации и Сахалинской области, многочисленными поощрениями и благодарственными письмами. Участвуя в региональном заочном конкурсе на лучшие разработки классных руководителей, Наталья Викторовна заняла почетное второе место. В свое время на конкурсе «Учитель года» признавалась лучшим классным руководителем, на подобных конкурсах ей неоднократно вручались призы зрительских симпатий и детского жюри.
Юрий ФЕЛИЦЫН