пт, 27 дек.
00:30
Корсаков
-11 °С, облачно

Учительница первая моя

6 октября 2022, 09:05НАШИ ЛЮДИ. НАШ РАЙОН
Фото:

Люди по-разному подходят к выбору своей профессии. Одни воспользуются советом родителей. Другие, в поисках правильного решения, переберут десятки разных вариантов, пока не остановятся на одном из них.

Наталья Капулина, учитель НОШ № 5, свой выбор сделала в тот момент, когда в первый раз села за парту сред­ней школы № 2: буду учителем! Роди­тели девочки думали, что у ребенка это – одно из многих увлечений. Но они не­дооценили характер и решимость своей дочери: только учитель начальных клас­сов! Книги с детства стали для Натальи верными друзьями. И именно «классиче­ские», бумажные, а не электронные. Это счастье – забраться с ногами на диван, свернуться клубочком, вдохнуть непере­даваемый запах, исходящий от книги, и с головой уйти в мир неизведанного…

После 8-го класса Наталья посту­пает учиться в педагогическое учи­лище, по окончании которого ново­явленный учитель начальных классов едет по распределению на север Сахалина, в Тымовский район. Но непредвиденные обстоятельства вы­нуждают ее вернуться обратно домой, в Корсаков.

В 2002 году пришла Наталья Викто­ровна работать в начальную школу № 5. И вот уже 20 лет открывает детям мир знаний, учит их светлому, прекрасному, вечному. За это время через руки пе­дагога прошли пять выпусков классов учащихся начальной образовательной школы – это свыше 150 воспитанников. Сегодня педагог вновь с головой в ра­боте – школьники шестого набора, из 1-го «Б» класса, привыкают к новым тре­бованиям, терпению в учебе, взаимовы­ручке и школьной дисциплине.

Конечно, обучение в наше время и 20 лет назад – две большие разницы. В начале педагогической деятельности На­тальи Викторовны три предмета – учеб­ник, тетрадь и ручка – определяли суть образовательного процесса. Сегодня – плюс к этому – масса дополнительной литературы, которая вся в основном в электронном виде, а также обилие гад­жетов, помогающих в обучении. Раньше, к примеру, школьники ходили в библи­отеку, писали по несколько рефера­тов. Сейчас – пришел из школы, нажал кнопку, вывел на экран необходимую информацию, распечатал. Постепенно уходят в прошлое старые классные до­ски с непременными атрибутами в виде мелка и мокрой тряпки. Им на смену приходят интерактивные. Через два года третьеклассникам Натальи Викторовны выдадут ноутбуки, на которых они бу­дут учиться. Есть в расписании у детей и уроки робототехники. Также школа закупила класс виртуальной реально­сти. Согласитесь, сейчас современным ученикам можно только позавидовать.

Но не все в данном случае так просто и однозначно. Хотя с появлением Интер­нета и цифровых технологий многое в школьном образовании изменилось, тем не менее у педагогов, по мнению Ната­льи Викторовны, работы прибавилось (повседневные отчеты, обязательное участие в работе различных курсов и многое другое). Порой создается ощу­щение, что можно захлебнуться в потоке информации. Нет, учитель не жалуется, работает, выполняет все предъявляе­мые требования, но при этом считает, что времени на живое общение с детьми остается меньше.

Есть ли у Натальи Викторовны люби­мые ученики? На этот вопрос со всей определенностью можно ответить: нет! Для педагога ее воспитанники – все оди­наковые, все единственные и любимые.

Порой у далеких от педагогики людей может возникнуть впечатление о спо­койной, размеренной жизни учителей. Но это совсем не так. Как рассказывает Наталья Викторовна, она приходит в школу за час до начала уроков. Необ­ходимо подготовить к занятиям учебный материал, встретить детей, пообщаться с ними. Звонок на урок. И на задний план отступает все лишнее. Полная сосредо­точенность, концентрация памяти, все внимание – ученикам. Звонок на пере­рыв. Казалось бы, впереди перемена, такой желанный отдых. Но ребят одних оставлять нельзя, педагог должен нахо­дится рядом с ними. А там снова урок, и еще, и еще. После окончания занятий у Натальи Викторовны – чувство удов­летворения и приятной усталости от хо­рошо выполненной работы. А в уме уже мысли о планах на завтрашний день. В том числе размышления о внеклассной работе, составляющей большой отдель­ный пласт школьной жизни. Участие в различных городских мероприятиях, выезды на различные экскурсии в Юж­но-Сахалинск (музеи, театры), участие в однодневных походах, уверена Наталья Викторовна, сближают учеников, роди­телей, делают их участниками одного общего дела.

Легко ли быть преподавателем? Ната­лья Викторовна убеждена – да: пришел, выдал урок и до свидания. А вот учите­лем, по ее мнению, – быть не каждому дано. Учитель – от слова «учить». И учить детей приходится не только на уроке, но и в свободное от работы время, не­взирая на то, где находишься в данный момент – дома или в школе. Родители бывших учеников Натальи Викторовны продолжают ей звонить даже после окончания начальной школы их детей, просят дать совет, оказать помощь. И, конечно, она никогда не откажет, помо­жет, посоветует.

Весь предыдущий опыт педагога по­казывает, что большое значение для плодотворной работы с учениками, их воспитания имеет взаимодействие с ро­дителями. А здесь зачастую возникают определенные проблемы. Приходится параллельно обучению детей учить и их родителей. На родительских собраниях Наталья Викторовна все подробно разъ­ясняет, дает родителям консультации, подсказывает, как лучше сделать, отве­чает на вопросы. Она отмечает, что мно­гие папы и мамы хорошо знают законы и свои права. Но при этом забывают о своих обязанностях. Гладкие, ровные отношения между классным руково­дителем и современными родителями встретишь редко. Приходится их убеж­дать, объяснять, требовать. Конечно, случается, что и учителя ошибаются – они такие же люди. Но в конечном итоге с родителями всегда находится общий язык, вырабатываются общие требо­вания, начинается процесс совместной работы, объединенный общей целью.

Практически ежедневно в жизни класса происходят различные курьез­ные моменты. Как-то, вспоминает На­талья Викторовна, сильнейшие уче­ники класса участвовали в олимпиаде по математике. После ее окончания, когда класс собрался в полном со­ставе, участникам олимпиады учитель задал вопрос: гусь на двух лапах весит 8 кг, каков будет его вес, если подни­мет одну лапу. Дети по привычке делят 8 на 2, получается 4 кг. Наталья Вик­торовна уже объясняла им разве что не пальцах – никак не понимали. И только когда один из школьников, причем далеко не отличник, сказал, что вес гуся останется таким же, с глаз сильнейших будто спала пелена – точно, вес останется прежним! Вы­ходит, хорошая учеба не показатель того, что ученик обладает логическим мышлением.

Как правило, во всех классах есть уча­щиеся, нуждающиеся в дополнительных занятиях. Если одному ребенку доста­точна всего минута внимания – напра­вишь его в нужное русло и ему уже все понятно, то к другому нужно найти под­ход: оставить после уроков и еще раз объяснить тему. Сегодня проблема еще и в том, что, начиная с первого класса, школьники записаны во всевозможные секции, кружки. Отсюда у многих де­тей накапливаются усталость, апатия, пропадает интерес к учебе. Пользуясь случаем, Наталья Викторовна настоя­тельно просит родителей определиться с приоритетами – что для них важнее: учеба ребенка или дополнительные внеклассные занятия.

Сегодня большинство ее уже бывших воспитанников, выпускников начальной школы 2022 года, составляют основу 5 «Б» класса средней школы № 1. И все без исключения учителя отмечают осо­бую, творческую атмосферу на уроках у учеников Натальи Викторовны, их уме­ние слушать, воспринимать информа­цию, мыслить.

За свою качественную плодотвор­ную работу по обучению и воспитанию подрастающего поколения Наталья Капулина была отмечена почетными грамотами министерств образования Российской Федерации и Сахалинской области, многочисленными поощрени­ями и благодарственными письмами. Участвуя в региональном заочном кон­курсе на лучшие разработки классных руководителей, Наталья Викторовна заняла почетное второе место. В свое время на конкурсе «Учитель года» при­знавалась лучшим классным руководи­телем, на подобных конкурсах ей неод­нократно вручались призы зрительских симпатий и детского жюри.

Юрий ФЕЛИЦЫН