вс, 20 апр.
14:48
Корсаков
+1 °С, облачно

Морская династия Зайцевых: три поколения моряков из Корсакова

12 апреля , 20:28НАШИ ЛЮДИ. НАШ РАЙОН

В Корсаковском архиве прошла встреча, посвящённая морской династии Зайцевых. Историю семьи, в которой любовь к морю передаётся из поколения в поколение, рассказала Марина Корх (Зайцева). От юнги времён Великой Отечественной до спасательных операций в наши дни — три поколения, одна морская судьба.

На минувшей неделе в Корсаковском архиве прошла очередная встреча, посвященная Корсакову, – его людям, событиям, фактам. Такие встречи проходят в архиве регулярно, и уже можно назвать их заседаниями клуба любителей истории.

На этот раз гостем стала Марина Владимировна Корх (Зайцева). Она рассказала о семейной династии Зайцевых, основателем которой является ее отец Владимир Иванович.

В 1968 году, когда Марине исполнилось семь лет и она пошла в первый класс, семья переехала в Корсаков из Углегорска, где папа был начальником мореходного училища, а мама – учителем математики в школе. После того как мореходка прекратила свое существование, глава семейства перешел в службу мореплавания УОР. Но это было потом, в мирной жизни. А пока же – перенесемся на несколько десятилетий назад. На дворе – военное лихолетье, наша страна ведет борьбу с фашизмом.

ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ

1944 год, бухта Ольга в нескольких сотнях километров от Владивостока. В акваторию морского порта поселка с одноименным названием заходит теплоход «Ванцетти», в условиях военного времени переоборудованный для перевозки стратегически важных для фронта грузов. Володе Зайцеву, жителю поселка Ольга, исполнилось 12 лет. Отец погиб в 1942 году, мама одна воспитывает троих детей: мал мала меньше. Жила семья впроголодь – страна напрягала силы, отдавая все силы фронту, нашей будущей победе.

Однажды домой с Володей, целыми днями проводившем время в порту, зашел морской офицер с «Ванцетти» и предложил маме забрать старшего сына с собой – служить юнгой. Женщина подумала, рассмотрела все варианты, всплакнула и дала согласие. Действительно, так будет лучше… До окончания войны (сначала – с Германией, а позже – с Японией) служил паренек юнгой на «Ванцетти» – это единственное в своем роде гражданское судно, сумевшее в противостоянии с противником пустить на дно фашистскую подлодку! Знаменательное событие произошло до появления на борту Володи Зайцева. Но он, конечно, был в курсе малейших нюансов поединка с фашистской подлодкой, и до конца жизни гордился тем обстоятельством, что хорошо знал членов этого героического экипажа.

Теплоход по ленд-лизу в составе советских караванов судов возил различные грузы по Северному пути. После великой Победы герой нашего очерка продолжал ходить на нем юнгой, при этом учился в вечерней школе Владивостока. Позже сделал несколько рейсов на других торговых пароходах. Моряки-товарищи заметили, что парнишка смышленый, неплохо разбирается в морском деле и посоветовали ему поступать в недавно открывшееся Холмское мореходное училище. Сказано – сделано. И вот уже Владимир Зайцев – курсант учебного заведения. В середине 50-х годов – торжественный выпуск из училища, и – взрослая жизнь, когда отвечать уже нужно не только за себя, за подчиненных, но и за членов своей семьи.

Со своей будущей женой, Катей, он познакомился в 1953 году, в пионерском лагере, где курсанты работали в качестве вожатых. Сначала приглянулись друг другу, потом – влюбились, поженились. Первым в семье на свет появился сын Сергей, затем поочередно две дочки – Нина и Марина.

Множество событий прошло на протяжении жизни основателя династии. Сразу после выпуска из мореходки он трудился на торговом флоте в дальневосточном пароходстве, ходил на сухогрузах, неоднократно пересекал Суэцкий канал (зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией: после строительства канала судам больше не нужно огибать Африку и морской путь сократился на 8 тыс. км.). Помнит Марина Владимировна и рассказы отца о дальних странах, о небольшой китайской, забытой всеми богами, деревушке Харбин, превратившейся в настоящее время в мегаполис с населением более 10 млн человек.

В семье Зайцевых подрастали дети, поступали в высшие учебные заведения, расходы увеличивались. Глава семьи принял решение: он идет в моря на вылов рыбы.

Владимир Иванович был увлекающимся человеком, все ему было интересно, до всего старался дойти собственным умом. Не хватало знаний – учился. Акваланги, подводные и наземные съемки? – пожалуйста, освоил. Построить своими руками двухэтажную дачу или сделать ремонт в квартире? – без проблем. Казалось, все давалось ему без труда, но на самом деле требовались большие усилия, желание сделать и красиво, и добротно. На совесть. Как вспоминает Марина Владимировна своего папу, в быту он был заботливым, любящим мужем и отцом. А еще – душой компании, великолепно пел. Увлекался музыкой, на бобинный магнитофон записывал хиты отечественной и мировой эстрады, гонялся за новыми пластинками. Летом – грибы, ягода, рыбалка. К любому делу подходил всегда основательно, изучив все возможные риски и проблемы.

Это же касалось и смены морских профессий. Бывалые рыбаки удивлялись, как быстро схватывал «новичок» азы их работы, и это при том, что другим на освоение науки ловить рыбу требовались годы напряженной учебы!

1972 год. Зайцев становится капитан-директором старенького БМРТ «Барабаш», потом переходит на «Туркуль». Есть в его трудовой биографии и несколько необычное задание – перегонять из Калининграда БМРТ новой серии. Именно ему принадлежит идея рационализаторского по тем временам предложения. Дело в том, что сначала перегоном БМРТ занимались экипажи Калининградской базы океанического рыболовства.

Однажды Владимир Иванович пришел в кабинет начальника БОР, будущего заместителя министра рыбного хозяйства СССР (1981–1989) Николая Лысенко, и предложил перегонять суда с материка нашим, корсаковским, морякам. Подсчитали экономисты предприятия выгоды предложения и дали добро.


Что же касается последнего – «Мыса Кузнецова», то на нем, после спуска со стапелей верфи, капитан-директор Зайцев, не заходя в Корсаков, отправился в спаренный годичный рейс к берегам Новой Зеландии на лов криля. В их квартире, на кухне, висела большая карта мира. Члены семьи по ней отслеживали флажками маршрут: Суэцкий канал, о. Кергелен, Новая Зеландия…

Хороший организатор, инициативный по характеру герой нашего очерка всегда и везде рассчитывал только на свои силы, буквально горел на работе. С подчиненными был строг, но справедлив, добивался выполнения своих требований. Дисциплина – прежде всего. Не терпел разгильдяйства и пьянства. Заботился о коллективе, в приоритете – достойный заработок членов экипажа. В этом плане все было в порядке: рейсовые задания по вылову рыбу обычно перевыполнялись. Как следствие, каждый промысловый рейс приносил базе океанического рыболовства свыше миллиона рублей.

Шесть лет проходил Владимир Зайцев в моря на вылов рыбы. Но состояние здоровья не позволило ему дальше рыбачить – сказались и голодное военное детство, и употребление в рейсах опресненной воды. Стал работать на берегу, в ремонтно-подменном экипаже. Ремонтировали рыболовные траулеры, занимались, если требовалось, их переоборудованием.

В 2021 году он ушел из жизни.

ПО СТОПАМ ОТЦА

Главным «виновником» того, что Сергей «заболел» морем, прикипел к морскому делу сердцем и душой, конечно же, стал его отец, Владимир Иванович. Семилетнего сына он брал летом в рейс на торговом пароходе «Шкипер Гек», рассказывал ему о морских традициях, обычаях, объяснял премудрости и навыки работы. Поэтому не приходится удивляться, что выбор парня пал на Холмское мореходное училище. После его окончания по распределению Сергей попал на Камчатку. Через полтора года, по переводу, стал работать в портофлоте Корсаковской БОР. И здесь папа дал сыну еще один неоценимый совет: для получения диплома о высшем образовании поступить на ускоренные курсы в Дальрыбвтуз. Младший Зайцев воспользовался идеей родителя, подал документы, благополучно поступил, успешно окончил.

Диплом о высшем морском образовании позже дал право вступить в должность капитана судна. В этом качестве Сергей Владимирович ходил на БАТМах в ОАО «Пеленга», позже – в ЗАО «Сисафико». После Дальрыбвтуза поработал и на судах типа РТМС – 4-м, 3-м, 2-м помощником капитана. Несколько рейсов сделал в Перу, где с 1979 по 1991 годы был один из основных районов отечественного рыболовства. Побывал и в ГДР, куда после длительного рейса в Перу перегоняли РТМС на ремонт, а после завершения ремонтных работ – южным путем – в Корсаков.

Со своей будущей женой, Светланой, познакомился во Владивостоке. Когда их сын Михаил подрос, супруги стали ходить в моря вдвоем: он – капитаном, она – радистом и прачкой. Восемь лет работы в зоне промысла, так что морская династия у внука Владимира Ивановича присутствует не только со стороны мужчин, но и со стороны женщины.

О том, насколько хорошим профессионалом был Сергей, говорит один факт. Его экипаж ЗРС «Зыково» был одобрен руководством БОР, когда от сахалинского телевидения поступило предложение снять цикл телевизионных программ о работе зверобоев. На судне в течение месяца работала островная телевизионная группа известной ведущей Натальи Латышевой.

Больше 30 лет отдал Сергей Владимирович морю. После выхода на пенсию продолжал трудиться на берегу.

…В прошлом году Сергей Владимирович Зайцев, продолжатель династии своего отца, ушел из жизни в возрасте 70 лет. А морскую семейную эстафету подхватил его сын, Михаил.

ВНУК: ДИНАСТИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Миша рос с бабушкой и дедушкой на материке, пока родители ходили вместе на промысел рыбы. О море он знал только по рассказам деда. Но, очевидно, и этого оказалось достаточно, чтобы после окончания средней школы поехать во Владивосток и поступить в Дальрыбвтуз, успешно окончить его.

С 1998 по 2003 год Михаил Зайцев ходил и на торговых судах, и на рыболовецких. В настоящее время работает в ФГБУ «Морспасслужба» старпомом на аварийно-спасательном судне «Берингов пролив». Вахты длятся три месяца через три. Судно находится в зоне расположения охраняемых объектов (вышки) нефтяные или какие другие. Экипаж – в постоянной боевой готовности на случай ЧП.