Общественно - политическая газета | г. Корсаков | 18 сентября 2021г., Суббота

СОБЫТИЯ

25 января 2017

Нет ничего сильнее слова

20 декабря в «шестой» школе прошел открытый урок по русскому языку.

20 декабря в «шестой» школе прошел открытый урок по русскому языку.
Представители юношеской библиотеки подготовили для девятиклассников познавательное мероприятие «Нет ничего сильнее слова». В ходе урока были затронуты такие темы, как язык – самая большая ценность народа, речь – визитная карточка человека, а также бедность современного языка.
Специалисты считают, что за последние десятилетия наша речь стала простой и скудной. Сейчас люди всего лишь произносят набор слов, особо не придавая им значения. Конечно, язык подвижен, с этим спорить не приходится. Меняется не только смысл, но и ударение. Появляются иностранные слова, которые засоряют речь, хотя аналоги в русском языке есть. Но все привыкли к тому, что именно нововведенные слова и выражения более точно передают смысл…
Протоиерей Артемий Владимиров в своей книге «Семицветная радуга человеческого слова» подробно описывает уровни, раскрашенные красками. Эти уровни соответствуют словам, похожим на тот или иной цвет. Школьники узнали, что самым страшным и низменным уровнем является черный цвет. И слова, которые можно к нему отнести принимают ту же окраску. К примеру, известный на весь мир русский мат. Говорят, что мат является языком самоубийц. Потому что сквернословие несет в себе вырождение, гибель, так как разрушается геном человека. Оказывается, это повелось на Руси еще с давних времен. Есть версия, что мат был особым языком, на котором наши предки общались с темными силами, требующими оберегов и заклятий – чертями, лешими, водяными.
Также стоит отметить уровни, которые содержат в себе золотые и красные (прекрасные) слова, которые несут в себе свет, нечто выразительное и познавательное. Эта та часть книги, которая рассказывает об определенной фазе нравственного развития личности, его добрых помыслах и более художественном восприятии мира. Как считает автор, красным словом владели мудрецы, учителя человечества, часто в афористичной или пословичной форме они выражали свою мысль, и эта мысль, пережив их самих, запоминалась последующими поколениями.
В ходе урока ребятам было предложено выполнить упражнение на интонацию. Задание оказалось настолько увлекательным, что все приняли в нем участие. Обучающиеся читали отрывок из стихотворения «Аладдин» перед сокровищницей («Сезам, откройся»). Необходимо было передать интонационно эмоции главного героя, с чем ребята, несомненно, справились. А следующее задание состояло в подборе пословиц и поговорок. На английские пословицы школьники искали русский эквивалент. Так, например, английская «Ранняя птичка съела червячка», является русской «Кто рано встает – тому Бог подает» или их «Игра не стоит свеч» – это наша «Овчинка выделки не стоит».
Русский язык является одним из самых богатых языков мира. И это не случайно. Различные слова и выражения каждый человек использует для того, чтобы описать всего лишь какое‐то одно явление. Русский язык обладает огромным запасом слов и множеством способов образования новых слов. И при этом он невероятно мелодичен. Это наше достояние, которое необходимо беречь.
Ксения
БЕСПОЛУДЕННОВА