Общественно - политическая газета | г. Корсаков | 22 сентября 2020г., Вторник

СОБЫТИЯ

12 февраля 2018

Сахалин – в моем сердце

В этом году исполняется 15 лет с момента начала строительства производственного комплекса «Пригородное», включающего в себя завод по производству СПГ и терминал отгрузки нефти.

Первый в России завод СПГ состоит из двух технологических линий производительностью 9,6 млн тонн СПГ в год (около 4,5% мирового производства СПГ). Еще до окончания строительства вся продукция завода СПГ была законтрактована на основе долгосрочных договоров сроком действия 20 и более лет.
Впереди – проект по строительству третьей технологической линии завода по производству СПГ. Руководителем этого проекта назначен Андреас ван ден Дриес. Для него это не первая сахалинская экспедиция: за плечами восемь лет на проекте «Сахалин-2», пять из которых он провел на острове, участвуя в строительстве комплекса «Пригородное» в должности менеджера по качеству и согласованиям. О заводе, о себе, об окружающих его людях и многом другом – интервью с Андреасом ван ден Дриесом.
– В 2003 году началось строительство ПК «Пригородное», а уже в 2009 году он был запущен в эксплуатацию и вышел на проектную мощность. Можно ли утверждать, что пять лет, которые Вы провели на строительстве, дали Вам уникальный опыт? Если «да», то в чем это выразилось?
– Конечно, ответ «да». Стать частью такого масштабного проекта – шанс, выпадающий человеку раз в жизни. Уникальным же было то, что для меня многое случилось впервые. Это был мой первый приезд в Россию, где я принимал участие в строительстве комплекса «Пригородное» в сложных погодных условиях сахалинского климата. К тому же, это моя первая поездка так далеко на восток. И еще момент: мне посчастливилось увидеть те изменения в лучшую сторону, которые привнес проект в жизнь сахалинцев, жизнь жителей Корсаковского района, где был построен завод СПГ. Я знал, что такой проект даст реальный толчок развитию экономики островного края. Но своими глазами увидеть подобное ранее, до приезда на Сахалин, не доводилось. Уже спустя два года после начала реализации нефтегазовых проектов на Сахалине произошли большие изменения. Появились новые рабочие места. Районный центр преобразился, стал краше, чище, светлее. И тенденция к росту, улучшению качества жизни на Сахалине продолжается. Конечно, это происходит не только благодаря реализации нефтегазовых проектов, существуют и другие объективные факторы. Но приятно осознавать, что во всем этом есть вклад «Сахалин Энерджи».
– Когда Вы в первый раз приехали и увидели на пустынном берегу залива место будущего строительства, не охватили ли Вас сомнения в том, что завод появится точно в срок? Какие чувства Вы испытали?
– В первый раз я приехал в район будущего комплекса «Пригородное» на неделю, в сентябре 2000 года. Это была как раз та неделя, когда здесь постоянно шли дожди, стоял туман, а в окрестностях предстоящего строительства еще продолжали жить люди. Все выглядело так, как будто мы бросаем вызов сами себе, и будет достаточно сложно реализовать проект по строительству завода. Но уже на этапе проектирования, когда пришло понимание того, где будут находиться определенные модули завода и его ключевые технические узлы, уверенность в том, что завод будет построен, крепла.
– Что для Вас стало откровением при знакомстве с Россией, сахалинцами?
– Одним из откровений стало то, что информация, которую ты получаешь за рубежом о России, необъективна. В первый раз, когда приехал на Сахалин, я отметил для себя, насколько здесь дружелюбные люди. Кроме того, и на Сахалине, и в Москве с людьми очень комфортно работать. В России уважают тех людей, у которых хорошее образование и знания, кто умеет качественно работать. Мне это близко, поскольку я разделяю эти ценности. Интересно, что, когда ты приходишь на новое место работы, люди всегда тебя проверяют: насколько ты честен, силен в своей профессии и являешься компетентным экспертом. Мое личное убеждение, что завод СПГ не наносит вреда окружающей среде, и жить по соседству с ним совершенно безопасно. Как‐то я сказал об этом главному санитарному врачу по Сахалинской области, на что он поинтересовался: «А Вы будете жить на Сахалине во время его строительства, привезете сюда свою семью?». Мой ответ был положительным. И это действительно было так. Необходимо быть честным перед окружающими!
– С какими трудностями пришлось столкнуться во время строительства?
– Основные проблемы пришлись на начальный этап проектирования. У нас не было опыта строительства подобных заводов в России. Понятно, что в вашей стране существуют свои нормы и ГОСТы. Проблема стояла в том, что для получения заключения Главгосэкспертизы, необходимо было совместить международные нормативы с российскими. Это создало большое количество сложностей. Но в итоге нам удалось это сделать. Еще хотелось бы отметить, что на момент проектирования стандарты в области охраны экологии и окружающей среды в России были гораздо строже международных. Поэтому на нас была возложена дополнительная задача усиленного контроля за охраной окружающей среды и на этапе проектирования, и на этапе фактического выполнения работ. К примеру, те требования, которых нам необходимо было придерживаться, защищая экологию Анивского залива, были в несколько раз выше, нежели если бы мы строили такой завод в моей родной стране, у берегов Северного моря.
– Сколько человек принимало участие в строительстве завода и отдавалось ли предпочтение местным, сахалинским, кадрам?
– На пиковом периоде строительства комплекса в Пригородном принимало участие десять тысяч человек. Более половины работающих на проекте были россиянами, 1500 из них – жители Корсаковского района. Надо отметить, что для проекта такого масштаба всегда требуются определенные категории работников, которых, как правило, не хватает. Поэтому таких специалистов собирают на ограниченный период времени практически со всего мира. Среди наиболее востребованных специалистов оказались мастера по работе с трубопроводами и сварщики.
– На начальном этапе строительства комплекса со стороны местных жителей ощущалось некоторое недоверие. Удалось ли его преодолеть и каким образом?
– Да, на начальном этапе недоверие было. Но, на мой взгляд, на завершающих этапах строительства завода ситуация изменилась в лучшую сторону. Чтобы завоевать доверие местных жителей, нам пришлось предпринять много усилий. «Сахалин Энерджи» в то время много работала, чтобы доказать и подтвердить безопасность строительства завода, в также с точки зрения экологии и защиты окружающей среды. Мы работали с различными государственными органами, в том числе с администрацией Корсаковского района, Ростехнадзором, санитарным надзором и т.п. У нас проходили проверки со стороны контролирующих органов. Мы сотрудничали с различными некоммерческими организациями, рыбаками и представителями общественности. Люди приезжали к нам на строительную площадку, и мы все им показывали и разъясняли. Понятно, что всегда есть те, у которых другой взгляд на вещи, и их сложно в чем‐то убедить. И, тем не менее, я считаю, что взаимопонимание с большей частью населения острова достигнуто.
– Впереди проект по строительству третьей технологической линии завода СПГ, где Вы назначены руководителем. Что мотивировало Вас принять предложение и вернуться обратно на остров?
– Прежде всего, скажу: я не колебался ни минуты. Мне нравятся такие проекты, мне нравится такая работа. И когда у меня появился шанс вернуться на Сахалин, где я счастливо жил со своей семьей, я понял, что это хорошая возможность внести новый вклад в развитие завода СПГ. До этого я был лишь участником проекта, а сейчас выступаю в роли начальника. И, конечно, для меня это очень интересно и познавательно.
– У части местного населения существует предубеждение: мол, распродаем народные богатства. Что Вы можете ответить?
– В начале нашей беседы я уже рассказывал о тех изменениях, которые произошли на острове благодаря проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3» и о том, что они способствуют развитию островной экономики. В 2016 году сумма налогов и других обязательных платежей, перечисленных «Сахалин Энерджи» в бюджет Сахалинской области и местные бюджеты, составила 1,3 млрд долларов США. После возвращения я увидел новую асфальтированную дорогу на север острова, модернизированные мосты через реки и железнодорожные переходы. А какими быстрыми темпами в городах появляется твердое покрытие, активно обустраиваются тротуары, пешеходные зоны! Все это делается для улучшения качества жизни людей.
– Как Ваши близкие люди относятся к Сахалину?
– У меня два сына и дочь. До этого мы жили в трех разных местах, но больше всего моей семье нравилось именно на Сахалине. По приезду на остров моей дочери был лишь годик. Уехала она в шесть лет. Сейчас ей 17, и дочь отчаянно хочет приехать на Сахалин, чтобы посмотреть на все произошедшие изменения, а еще – на снег. Сыновьям – 19 лет и 22 года. Один уже работает, другой учится в университете. Поэтому, к сожалению, как семья сегодня мы разобщены. Но Сахалин прочно занял свое место в наших сердцах. Надеюсь, что останусь здесь еще на много лет.

Беседовал Юрий ФЕЛИЦЫН