Общественно - политическая газета | г. Корсаков | 27 сентября 2020г., Воскресенье

СОБЫТИЯ

23 июля 2018

«Северная» история

Продолжение

С давних времен на Руси на месте будущего поселения в первую очередь возводили церковь. Она была центром бытия, сосредоточением культуры, источником сил и веры, без которой невозможно жить. Ведь с верой спорятся все дела, с ней идут на бой с врагом, в ней все, что человек носит в своем сердце. И, конечно, со строительством церкви утверждалось: здесь живут русские люди, и земля эта будет русской всегда.
Когда 165 лет назад, 22 сентября (4 октября по новому стилю) 1853 года, русские военные корабли появились в селении айнов Кусун‐Котан, российский мореплаватель Г.И. Невельской учредил военный сторожевой пост Муравьевский, названный в честь генерал‐губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева.
«…Я, нижеподписавшийся, начальник этого края, 22 сентября 1853 года в главном пункте острова Сахалина Томари‐Анива и поставил Российский Муравьевский пост… Заведовать этим постом и островом назначен мною Его Императорского Величества майор Н.В. Буссе, а потому к нему, как к ближайшей здесь власти Российской, при всяких недоразумениях и тому подобных случаях следует обращаться.
Объявлено 1853 года сентября 22-го дня: МУРАВЬЕВСКИЙ РОССИЙСКИЙ ПОСТ в заливе Томари‐Анива, НА ОСТРОВЕ САХАЛИНЕ».
Из воспоминаний
Геннадия Невельского.
В те годы недалеко от места высадки российских мореплавателей вместе с первыми домами была построена церковь. Как и было положено, возвели ее на возвышенности, там, где сегодня начинается въезд в город – на улице Южно‐Сахалинской.
«Новые деревянные постройки лоснятся и отсвечивают на солнце, белеет церковь, старой, простой и потому красивой архитектуры», – так писал великий русский писатель Антон Чехов о первой корсаковской церкви в книге «Остров Сахалин». И в этой же книге Антон Павлович упоминает о бывшем в те времена сахалинском священнике Симеоне Казанском, который, участвуя в закладке храма в Корсаковском посту, сказал: «У нас нет ни одного колокола, нет богослужебных книг, но для нас важно то, что есть Господь на месте сем…».
Слова простого священника оказались непростыми. Возможно, действительно, здесь существует особая, незримая сила, охранявшая святую обитель и будущее Корсакова.
В 1905 году Южный Сахалин отошел к Японии, и Корсаков был переименован в Оодомари. До октября 1908 года здесь находился административный центр губернаторства Карафуто, а на месте сегодняшнего Свято‐Покровского мужского монастыря располагалось японское консульство.
Такое сосредоточение в северной части города значимых мест можно смело назвать историческим треугольником. И кто знает, случайно ли, что сейчас сюда вернулась святая обитель? Думаю, не случайно. Ведь если «есть Господь на месте сем», то Божий храм обязательно будет восстановлен. Пусть не точно на месте старого, но совсем рядом.
Кстати, в 1911 году власти Сахалина думали построить монастырь в центре острова. Там, где проходила граница, образованная после захвата Японией Южного Сахалина. Но так и не построили. Возможно, потому, что не было на то Божьей воли.
Есть еще один символичный факт: монастырь находится напротив места гибели на берегу Анивского залива одного из героев обороны Порт‐Артура крейсера 2-го ранга «Новик». А совсем рядом – предполагаемое захоронение моряков крейсера, погибших в бою 7 (20) августа 1904 года.

Зоя ВОЖЖОВА
Продолжение следует
При подготовке материалаиспользована информация сайта
православного журнала «Фома»