чт, 18 апр.
23:02
Корсаков
+1 °С, облачно

Небо выбрало нас

8 апреля 2021, 10:02СОБЫТИЯ
Фото:

5 апреля исполнилось 76 лет с момента образования авиационного полка ПВ МГБ СССР.

История островного авиаотряда начи­нается с 5 апреля 1945 года прошлого века. Часть, преемником которой стал сахалинский отряд, сформировалась на станции Быково Московской области при непосредственном участии человека-ле­генды, Героя Советского Союза Алексея Маресьева. В довоенные годы он про­ходил службу в Александровск-Саха­линском истребительном пограничном авиаотряде. Именно Алексей Маресьев послужил прообразом главного героя повести «Повесть о настоящем человеке» советского писателя Бориса Полевого. 7-й отдельный морской авиационный полк ПВ МГБ СССР прошел славный боевой путь. Летчики выполняли различные важные правительственные задания. 81 военнос­лужащий авиаполка награжден боевыми орденами и медалями за участие в войне с империалистической Японией. Фор­мирование за время существования не­сколько раз меняло статус – называлось полком, отрядом, эскадрильей. Некото­рое время часть дислоцировалась в Чите, а затем была переброшена на остров Сахалин в поселок Озерский Корсаков­ского района. Условия для выполнения полетов были трудными. Достаточно ска­зать, что летчики, непревзойденные асы, профессионалы своего дела, чтобы пре­одолеть сопротивление ветра со стороны Анивского залива, умудрялись взлетать даже поперек взлетной полосы бывшего военного аэродрома, располагавшегося недалеко от поселка. С ноября 1945 года по апрель 1973 года нес на территории Озерского боевую вахту авиационный полк ПВ МГБ России. Сегодня в здании, где некогда размещался штаб 6-го объ­единенного авиационного отряда ФСБ России, располагается погранзастава.
Сахалинский же авиаотряд, в связи с расширением задач, стоящих перед авиа­торами, в том числе – контроль 200-миль­ной экономической зоны, возросшие транспортные коридоры, был перебази­рован в п. Хомутово, штаб Сахалинского авиаполка расположился в Южно-Саха­линске. Сахалинский авиаполк ПВ КГБ СССР дал Отечеству четырех боевых ге­нералов, лучших пилотов переводили в специальный летный отряд «Россия».
Летчики – цвет нации. Каждый взлет в небо на выполнение задания – боевой вылет. В 1966 году во время выполнения учебного полета трагически погиб ко­мандир звена самолетов Ил-14 Николай Шавша. Вместе с 37-летним летчиком разбились еще четыре члена экипажа. В Озерском находится могила командира, остальных членов экипажа предали земле на родине – в разных уголках России.
5 ноября 1969 года при выполнении задания по охране Государственной гра­ницы СССР на маршруте Озерский – Хо­мутово – Зональное – Александровск-Са­халинский потерпел катастрофу вертолет Ми-4. Экипаж, в состав которого входили: командир – капитан А.К. Андреянов; штур­ман – лейтенант А.А. Бочкарев; старший бортовой техник – лейтенант Ю.П. Захар­ченко; авиационный механик – рядовой В.Г. Андрияш; моторист – рядовой В.В. Долгов – попал в снежный заряд над Та­тарским проливом и упал в воду. Спастись никому не удалось, водолазы ничего не обнаружили…
Были еще катастрофы, был Афганистан, где несмываемой славой покрыли себя вертолетчики – старший бортмеханик Владимир Алексеевич Маев, сгоревший в вертолете во время выполнения боевого задания, подполковник Виктор Михай­лович Ковтун, в крайней своей боевой операции в Афгане прицельным пуском ракеты уничтоживший обнаруженный им опорный пункт боевиков. Он умер в воз­расте 43 лет, находясь в командировке на Курильских островах, – не выдержало сердце. Гордость летной части – Герой Со­ветского Союза Фарит Султанович Ша­галеев, которому неоднократно за годы ведения боевых действий в Афганистане под шквальным огнем противника удава­лось спасать наши воинские подразделе­ния и экипажи боевых вертолетов. И все это проделывалось мастерски, на высшем летном пилотаже.
117 ветеранов боевых действий в Аф­ганистане среди офицеров и прапорщи­ков отряда. Все они, верные воинской присяге, с честью выполнили свой интер­национальный долг, проявив при этом мужество и героизм. У них самые высо­кие государственные награды: ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, боевые медали, Афганские ор­дена. Их подвиги вписаны в историю на­шей авиации, а их жизни – яркий пример для подражания.
Бежит время, а 6-й объединенный ави­аотряд ФСБ России, верный традициям предшествующих поколений летчиков, ве­дет нелегкую борьбу с терроризмом, ох­раняет рубежи Отечества, экономические интересы государства на море, выполняет различные важные специальные задачи. И все это затем, чтобы жители нашей един­ственной в России островной области могли спокойно жить, любить, трудиться.
Разъезжаются в разные уголки России ветераны авиаотряда, по-разному скла­дываются их судьбы. Николай Алексан­дрович Дорожкин совершил свой своео­бразный жизненный взлет – в 1999 году сдал экзамен на звание кандидата социо­логических наук. Его имя широко известно в научных кругах. Константин Олегович Белоконь, чей отец первым посадил ги­дросамолет на водную гладь Вавайского озера при перебазировке летной части на Сахалин, в настоящее время ведет кру­жок авиамоделизма в Южно-Сахалинске, прививает ребятам любовь к небу. Сергей Антонович Часников, чьи воспоминания легли в основу сегодняшней публикации, проживает в селе Буюклы Сахалинской области, его приняли в Союз журнали­стов России. Боевые генералы Валерий Георгиевич Федотов и Роман Михайлович Фазлеев проживают в Москве, бортовые механики вертолетов Михаил Алексан­дров и Владимир Таскаев, прошедшие Афганистан, – в Южно-Сахалинске. У всех судьбы складываются по-разному, порою с преодолением трудностей. Аф­ганистан сплотил многих, но всех их притягивала и объединяла служба в са­халинском авиаотряде. Летчиков спло­тила настоящая мужская дружба, а также любовь к небу, взаимовыручка и взаи­мопонимание, чувство патриотизма и любви к нашему Отечеству.
От имени всех читателей нашей газеты мы поздравляем 6-й объединенный авиа­отряд ФСБ России, всех ветеранов воин­ской части с 76-летием со дня создания воинского подразделения. Счастья вам, крепкого здоровья, любви родных и близ­ких людей, мирного неба над головой.
Материал, основанный на воспоминаниях ветеранов летной части, подготовил к публикации Юрий ФЕЛИЦЫН
Авторы:ADMIN admin