Общественно - политическая газета | г. Корсаков | 24 июня 2021г., Четверг

СОБЫТИЯ

10 июня 2021

Искусство Прибалтики

Выставка гравюр открылась в корсаковском музее

Передвижная выставка гравюр «Прибалтийские мо­тивы» предоставлена Сахалинским областным художе­ственным музеем.

На выставке – работы художников из Латвии, Литвы и Эстонии: портреты, пейзажи, тематические и абстрактные композиции, выполненные в период 1960–1990-х годов.

В каждой работе, где‐то более явно, где‐то менее очевидно, проявляется неповторимая стилистика, присущая именно прибалтийцам: метафоры, ал­легории, символы, различные интерпре­тации орнаментов, состоящих из расте­ний, животных, геометрических фигур. Но в любом случае в центре внимания – человек. И все это крайне сдержанно и скупо на яркие краски. Тем не менее каждая гравюра интересна техникой ис­полнения, вызывает желание вглядеться в детали и разгадать зашифрованный в линиях и образах смысл картины.

Так, например, художник Ромас Кли­мавичус в картинах «Уголовный розыск» и «Вместе с народом» серии «Всегда начеку» изображает жизнь и судьбы современников, дела своей страны, применяя алый цвет в сочетании с чер­но‐белым изображением.

Для произведений Йонаса Кузмин­скиса, наполненных любовью к родной земле, характерно использование тра­диций литовского лубка и техника кси­лографии.

Кестутис Рамонас работает в пор­третном жанре. Алдона Скирутите во­площает идею мира и благополучия родного края.

Тема борьбы за мир, за предотвра­щение ядерной войны была одной из ведущих в советском искусстве второй половины 20 века. Тревога за будущее планеты является подтекстом в триптихе Гунара Кроллиса, посвященном тра­гическим событиям в Японии, «Памяти Хиросимы».

Излюбленной техникой художницы Лили‐Янина Пашкаускайте является сухая игла. Ее графические портреты построены по принципу сопоставле­ния человека, его лица с предметами окружающего мира, причем выбор этих предметов порою кажется неожидан­ным. В серии офортов «Молодые уче­ные» она стремится раскрыть сложный духовный мир своих современников, процесс постоянной и напряженной ра­боты мысли.

– Я считаю графику элитарным ис­кусством. Здесь, как нигде в изобрази­тельном творчестве, можно «проверить алгеброй гармонию». Экспозиция не­обычна и непривычна для нашего вос­приятия. В представленных работах нет ярко выраженных эмоций и открытых страстей. Но они в полной мере пере­дают дух и национальную особенность народов прибалтийских стран, – гово­рит директор музея Анна Бабушок.

Первыми посетителями выставки стали учащиеся Детской школы искусств отделения изобразительного искусства. Для них экскурсия стала своеобразным внеклассным уроком. Руководитель Га­лина Будорагина рассказала своим ученикам о техниках, в которых выпол­нены картины, о том, как повлияли на творчество географическое положение и история стран, в которых воспитыва­лись и проживают авторы. А просмотр сопровождался анализом фактуры ма­териала, перспективы и многих других тонкостей изобразительного искусства.

Представленные работы, их особый язык во многом способствуют понима­нию культуры и жизни прибалтийских стран, а значит, укреплению друже­ственных отношений.

Зоя ВОЖЖОВА