Общественно - политическая газета | г. Корсаков | 18 сентября 2021г., Суббота

СОБЫТИЯ

8 июля 2021

Море жизни

Накануне Дня рыбака гостем нашей редакции стал ветеран рыбной отрасли, капитан дальнего плавания Жан Андреевич Алещенко.

Этот замечательный человек может служить при­мером верности своей мечте, морю и нелегкому ры­бацкому труду. Еще в детстве он решил, что станет моряком.

В 1951 году семнадцатилетний паренек рискнул приехать с родной Украины на далекий и малоиз­вестный Сахалин с тайной мечтой поступить в море­ходное училище. В 1958 году, более 62 лет назад, выпускник невельской «мореходки» Жан Алещенко был направлен в Корсаков. С тех пор каждый год его трудовой деятельности –, а это сорок пять лет – свя­зан с морем. Более 33 лет он работал на рыболовец­ких судах, из них 30 – капитаном.

За высокие достижения в работе и многолетний добросовестный труд Жан Алещенко неоднократно награждался почетными грамотами и благодарно­стями, был занесен на областную Доску Почета. В 1977 году его имя было вписано в Книгу Почета Кор­саковской базы океанического рыболовства.

В начале нашей беседы мы попросили Жана Ан­дреевича более подробно рассказать о своем дет­стве, о том, как он шел к своей мечте, и почему, чтобы стать моряком, ему пришлось приехать на Сахалин.

Родился будущий сахалинский «морской волк» в 1934 году в небольшом селе под Полтавой. Эти места хорошо знают все, кто читал Гоголя. Щедрая земля, пышные сады… А вот речки там не очень большие. Отец у Жана работал сельским учителем, мать – в колхозе. Почему же тогда полтавский хлопчик заго­релся морем? Этого он объяснить не может. Просто, сколько себя помнит, всегда хотел стать моряком. Но для того, чтобы добиться исполнения своей мечты, пришлось преодолеть немало трудностей, проявить характер, упорство и смелость.

Ему было семь лет, когда началась война. В село пришли фашисты и их приспешники полицаи. На во­йне без вести пропал отец. Маме пришлось одной поднимать сына и дочь. Жили очень трудно. Еле хва­тало еды и одежды. Мечтавший о море подросток су­мел с отличием окончить школу. Отправил заявление в Одесское мореходное училище и получил вежли­вый отказ! Не взяли у него документы и в Херсонском мореходном училище. Поступил в техникум в Мо­жайске. Там его отчислили, придравшись к какой‐то мелочи. Можно предположить, что так происходило потому, что среди родственников его родителей были раскулаченные и репрессированные? Как бы то ни было, причины ему никто не объяснял. А учиться парню очень хотелось! Оставив мечту о море, он поступил в машиностроительный техникум в Кремен­чуге. Но однажды во время практики на заводе Жан упал в голодный обморок. Это заставило его принять решение: «Чтобы выжить самому, помочь маме с се­стренкой, надо рискнуть и поехать на Сахалин. В га­зетах были объявления, что там требуются люди для работы на шахтах»

В 1952 году паренек с Полтавщины начал рабо­тать на одной из сахалинских шахт. Он был на хо­рошем счету: серьезный, дисциплинированный, имеющий большую тягу к знаниям. Как знать, если бы он остался на шахте, угольная промышленность Сахалина получила бы толкового специалиста. Но однажды в газете увидел объявление о наборе в Не­вельское мореходное училище. И снова вспомнил о своей заветной мечте. Доработал до отпуска, подал документы в невельскую «мореходку», сдал экза­мены. И был принят!

В январе 1959 года третий помощник капитана Жан Алещенко отправился на танкере «Уран» в свой первый рейс. Затем еще три года ходил на танке­рах к камчатским и курильским берегам. И каждый рейс приносил опыт, учил решать серьезные произ­водственные задачи. В 1967 принял большой моро­зильный рыболовный траулер «Пассионария». Ходил в рейсы на БМРТ «Курильск», «Аракс», «Диомид». В последний раз он поднялся на капитанский мостик рыболовного морозильного супертраулера «Ново­качалинск» в 1991 году.

– Жан Андреевич, какие по вашему мне­нию качества необходимы тем, кто управ­ляет рыболовными судами?

– Таких качеств можно назвать много. Конечно, это опыт, знание своего дела до тонкостей, готовность работать в условиях, когда можно надеяться только на себя и свой экипаж. Надо уметь до всего доходить своим умом и смекалкой. Очень важны выдержка и ре­шительность, особенно в критических ситуациях.

– Когда мальчики мечтают о море, им ка­жется, что штормы, длительные рейсы – это всего лишь романтические приключения. Но в рейсе быстро приходит понимание, что море – это, прежде всего, тяжелая, к тому же опасная работа. У вас никогда не было разо­чарования или сожаления, что связали свою жизнь с морем?

– В рейсах всякое случалось. Приходилось не спать по нескольку дней. Были и очень опасные ситуации. Но о своем выборе я никогда не жалел. В море мне всегда было хорошо.

– А покинуть небольшой городок Корсаков не хотели? Уехать, например, к Черному или Балтийскому морю?

– Не скрою, такое желание было. Я даже за гра­ницей мог работать. Например, в Канаде. Но, как видите, прирос к Корсакову. И теперь, когда прошло более 60 лет, имею право сказать: «Корсаков – мой дом. А море для меня – это не просто работа. Это – моя жизнь, судьба». Если бы удалось «скинуть» годы, я бы не задумываясь, опять приехал на Сахалин, посту­пил в «мореходку» и снова пошел рыбачить.

Записала Ольга ЕЖЕНКИНА