Общественно - политическая газета | г. Корсаков | 29 сентября 2021г., Среда

СОБЫТИЯ

29 июля 2021

Дорога жизни

Впервые в России профессиональный праздник, объединяющий всех работников стальных магистралей, стали отмечать еще в позапрошлом веке. Дату празднования решено было приурочить к годовщине рождения императора Николая I, в знак признания заслуг в деле построения первых железных дорог в России.

В советское время было несколько корректировок названий и даты про­ведения праздника. Еще в довоенное время приняли решение о проведении праздника в первое воскресенье авгу­ста. С 80-х годов прошлого века про­фессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал именоваться «Днем железнодорож­ника».

Железнодорожная станция «Корса­ков» была включена в состав советских железных дорог 1 апреля 1946 года вскоре после освобождения Южного Сахалина от японских милитаристов. Она являлась одним из пунктов пере­валки грузов с морского транспорта на железнодорожный и имела важное значение для обеспечения жизнеде­ятельности нашего города. На про­тяжении десятилетий на ж/д станции «Корсаков» работал трудоспособный, профессионально обученный коллек­тив, в который входили представители самых различных профессий – от ма­шинистов, путевых обходчиков, ос­мотрщиков‐ремонтников, электро­монтеров до инженеров, начальников станций, вокзалов, участков, прие­мосдатчиков грузов и багажа, товар­ных кассиров.

В преддверии профессионального праздника железнодорожников гостем нашей редакции стала жительница го­рода Татьяна Гапоненко, более 30 лет проработавшая на железнодорожной станции «Корсаков».

– Татьяна Валентиновна, Ваш путь в профессию был случай­ным или осознанным?

– Если честно, то оказалась на же­лезной дороге я совершенно слу­чайно. Предполагала, что буду рабо­тать на почте. Но произошла трагедия с мамой, за ней нужен был уход. По­этому, когда закончила в 1980 году среднюю школу, поступила в ТУ № 1 в Южно‐Сахалинске, где обучали железнодорожным специальностям. На железнодорожную станцию «Кор­саков» пришла работать в 1982 году. Несколько месяцев проработала при­емосдатчиком, потом перешла рабо­тать по своей основной специальности – товарным кассиром. В этой должно­сти отработала 37 лет. Занималась оформлением грузов и перевозок, была старшим товарным кассиром. В трудовой книжке одна запись: принята в 1 982 г оду, у волена в 2 019 г оду в связи с выходом на пенсию. Когда при­шла работать на станцию, нас, товар­ных кассиров, было 12 человек, когда увольнялась – я одна оставалась.

– Судя по тому, сколько чело­век трудились товарными касси­рами, объемы работ на железно­дорожной станции «Корсаков» действительно впечатляли…

– Раньше были большие объемы пе­ревозки грузов. Товарные кассиры занимались оформлением вагонов, контейнеров. Бывало, за смену при­ходилось оформлять до 200 контейне­ров, больше 150 вагонов, которые шли и по Сахалинской области, включая Курилы, и на материк. По железной дороге перевозили уголь, лес, гоф­ротару, рыбу, металл, оборудование и многое другое. Надо отметить, что процесс оформления имел большое значение, без него ничего нельзя было сделать. Пришел вагон, его загрузили, нужно правильно оформить наклад­ную, затем – дорожную ведомость, по которой вагон мог идти до пункта назначения, выставить проездные пла­тежи. Без работы товарных кассиров на железной дороге был бы полный хаос. Как говорили на железнодорож­ной станции – «товарный кассир – это все: и учет, и порядок, и планирова­ние». Мы всегда помнили, что наша основная задача – вовремя доставить груз клиенту.

– То же самое о незаменимо­сти своей работы могут сказать и диспетчеры, и машинисты, и пу­тевые обходчики, и дежурные по станции.

– Совершенно верно, поэтому можно сказать, что в се профессии на железной дороге образуют одну еди­ную цепочку. И каждая из них важна, от осмотрщика вагонов до составителя вагонов. Путеец следит за железнодо­рожными путями, дежурный по стан­ции ведет и контролирует всю работу. Приемосдатчик осматривает и прини­мает груз. Товарные кассиры оформ­ляют документы. На железной дороге нет лишних профессий: «Все профес­сии нужны, все профессии – важны».

– В ваших словах слышится гордость за коллектив…

– У нас на железнодорожной стан­ции работали свыше 300 человек – большой и дружный коллектив. Как говорится, «Один за всех, все – за од­ного». С благодарностью вспоминаю наших наставников (а было нас на ж/д станции 15 человек!) – Г.П. Панюш­кину, А.Е. Ничай, В.В. Кшецскую. Они обучали ведению дела, подсказывали, помогали мне и моим напарникам – Ольге Ерощенко, Валентине Овдиной, Галине Пановой, Галине Сергеевой, Розе Ивановой. Мы уже все на пенсии, но до сих пор тесно общаемся между собой. Та дружба, которая зароди­лась и сплотила нас за время работы, никуда не делась. И это касается не только нас, товарных кассиров. У нас до сих пор самые теплые отношения с приемосдатчиками, которые работали на железнодорожной станции – Ли­дией Дмитриевой, Татьяной Гребен­киной, Ольгой Баробулько, бывшей дежурной по станции Мариной Про­кудиной.

Наш труд ценили. Больше половины членов коллектива на пенсию ушли ветеранами труда отрасли, к значи­мым датам многим вручали медали, почетные грамоты, в трудовые книжки заносились записи о поощрениях, го­ворили хорошие добрые слова. В ак­товом зале к праздникам проводилась торжественная часть, устраивались чаепития. Жизнь в коллективе кипела.

На станции была хорошая дисци­плина, пьяные на работе – исключено. Я больше 30 лет проработала предсе­дателем профсоюзного комитета и не припомню случаев разбирательств, связанных с пьянством на рабочем месте. Возможно, скажу несколько па­фосно, но у нашего коллектива было чувство ответственности за поручен­ное дело. Когда после циклонов и метелей образовывались снежные за­носы, на борьбу с ними выходили все работники и служащие, независимо от должности. Помню, как начальник станции В.П. Сосунов первым брал в руки лопату и шел расчищать железно­дорожные пути. Даже в выходные дни знали, что надо выходить на расчистку снега. Такое не забывается!

– Сейчас вы на пенсии. Чем за­нимаетесь?

– Честно сказать, первые полгода находилась в депрессии, потом вспом­нила о своей спортивной молодости. Пришла в группу здоровья спортивной школы к замечательному тренеру по физподготовке Ольге Васюта. Три года с удовольствием занимаюсь спортом – бег, ходьба, фитнес, мини‐волейбол. Выезжаем с командой на соревнова­ния в различные города Сахалина. Круг друзей, общение. В общем, ску­чать некогда. Без спорта свою жизнь не представляю. Можно с уверенно­стью утверждать, что на пенсии жизнь продолжается.

– В преддверии праздника – пожелания всем работникам же­лезнодорожной отрасли.

– Пожелания самые обычные – от­личного здоровья, крепких семейных отношений, чтобы пандемия обошла стороной. Удачи тем, кто на пенсии и тем, кто продолжает наше дело. Же­лаю железной дороге процветания, чтобы грузы возили, колеса стучали, чтобы наша отрасль была ведущей. С праздником!

Записал Юрий ФЕЛИЦЫН, фото из архива Татьяны Гапоненко