чт, 18 апр.
22:22
Корсаков
+1 °С, облачно

Учитель – не звание. Учитель – призвание

30 сентября 2021, 09:47СОБЫТИЯ
Фото:

Учебный год начался для учителя русского языка и литературы СОШ № 4 Раисы Ивановны Самборской с очень приятного события – ее высокий профессионализм и многолетний труд был отмечен Благодарностью Губернатора Сахалинской области.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»
В. Ключевский, русский историк, академик
Раиса Ивановна Самборская – учи­тель высшей категории с 30-летним стажем работы. Кроме Благодарности она была награждена Почетной гра­мотой Министерства образования РФ, двумя почетными грамотами министер­ства образования Сахалинской обла­сти и Почетной грамотой администра­ции Корсаковского городского округа.
В канун Дня учителя мы пригласили Раису Ивановну в редакцию газеты «Восход», чтобы поговорить о пробле­мах, с которыми сегодня сталкиваются учителя русского языка и литературы, и о ее личном опыте решения этих про­блем.
– Раиса Ивановна, прежде чем перейти к основной теме нашей встречи, позвольте поздравить Вас с еще одной почетной награ­дой и пожелать вам новых успе­хов в работе и жизни!
– Спасибо! Это действительно было очень радостным и волнующим собы­тием. Пользуясь случаем, хочу от всей души поблагодарить директора СОШ № 4 Елену Петровну Осотову и моих коллег за то, что выдвинули мою кан­дидатуру на награждение. Буду ста­раться оправдать их доверие.
– Вы преподаете один из главных школьных предметов. От того, на­сколько хорошо ученик усвоит родной язык и литературу, во мно­гом будет зависеть его умение мыс­лить, способность общаться, весь уровень его культуры. Но сегодня, в мире «умной техники и быстрых технологий» у детей заметно про­падает интерес к чтению. И это одна из самых тревожных про­блем современного образования.
– Я не согласна с тем, что сегодня школьники стали меньше читать!
– Не согласны?!
– Нет! Я начала преподавать в сере­дине 80-х годов прошлого века. Поэ­тому могу сравнить учеников советской школы с их нынешними ровесниками. Во все времена были и будут дети, умеющие читать много и вдумчиво, и такие, кто будет открывать книгу лишь для того, чтобы не получить двойку, или полностью равнодушные к чтению.
Проблему я вижу не в том, что се­годняшние ученики, особенно стар­шеклассники, читают мало, а в том, что читают они уже не так, как читали когда-то мы. Современные дети зава­лены сжатой, легкодоступной инфор­мацией. Им не надо идти в библиотеку, чтобы там искать нужную книгу, рыться в справочниках… Достаточно «прогуг­лить» свой вопрос – и в считанные ми­нуты получить необходимый ответ.
А художественная литература, осо­бенно русская классика, требует ра­боты ума, погружения в текст, сопе­реживания. Вот на это у современных детей часто не хватает времени.
– Но как привить нашим детям любовь к чтению? Как научить их понимать красоту русского языка и литературы?
– Самое главное, о чем я постоянно напоминаю родителям, никогда не за­ставлять ребенка читать. Книга должна быть радостью, а не наказанием.
– Расскажите, пожалуйста, как Вы ведете уроки литературы?
– Каждый урок – это сложная ра­бота, которая требует от учителя полной самоотдачи. Знаете, в препо­давании литературы мне очень помо­гают цифровые технологии! По второй специальности я учитель информатики и могу готовить презентации к литера­турным произведениям. А это делает уроки более наглядными, запоминаю­щимися. Мне очень нравится «давать слово» самим ученикам, когда они де­лятся своими размышлениями о том, что прочитали. В такие моменты весь класс включается в работу с особым интересом. Ребята спорят или согла­шаются со своим одноклассником, вы­сказывают свои мысли. И потом, уже дома, многие из них еще раз прочтут роман или стихи, о которых говорили в классе. И все-таки ни цифровые тех­нологии, ни современные методики не заменят живое слово учителя! Никто не может так много дать ученику, как тот самый классический учитель у до­ски с мелом в руках.
– Но это при условии, что «учи­тель с мелом в руках» знает и лю­бит свой предмет.
– Совершенно верно! Я знаю в Кор­сакове многих учителей, которые, как волшебники, умеют увлечь учеников своим предметом. Если они препо­дают математику – ученики начинают любить математику. И так же влюбля­ются в химию, историю, географию, потому что сам учитель любит свою работу. Может быть, слышали: «Сча­стье – это каждый день заниматься тем, что тебя радует больше всего на свете». Для учителей это особенно важно. Уверена, что в этом и есть са­мый главный профессиональный учи­тельский секрет.
Ольга ЕЖЕНКИНА, фото Никиты ПЕРЕСВЕТОВА
 
Авторы:ADMIN admin