пт, 03 фев.
07:57
Корсаков
-17 °С, облачно

Улица Портовая: «мал золотник, да дорог»

7 апреля 2022, 15:03УЛИЦЫ ГОРОДА
Фото:

Так можно сказать о транспортной артерии, играющей важную роль в хозяйственной жизни Корсакова – улице Портовой.

Это как раз тот случай, когда пословица отражает действительность. Судите сами. Длина Портовой составляет чуть более километра. Начинается она в районе кругового движения на «Пяти углах». Но в 70–80-е годы прошлого века там кипела настоящая жизнь. Общежития, профилакторий, поликлиника, сеть торговых точек, а также уютное кафе, сервисы по авторемонту, пожарное депо и, конечно же, одно из главных предприятий города – Корсаковский морской торговой порт.

«Прародителем» улицы была пристань морского порта, построенного японцами с 1907 по 1912 годы. В 1928-м деревянный пирс был заменен на железобетонный мост. Во время правления японцев в Оотомари (Корсаков) также были построены здания морского вокзала, ж/д станции, проложена вдоль пирса односторонняя железнодорожная ветвь. В 1946 году, после перехода Южного Сахалина под юрисдикцию СССР, приказом Министерства морского флота СССР был создан Корсаковский морской торговый порт 1-го разряда, носивший гордое звание «Южные ворота Сахалина» на продолжении всего советского периода. Он-то и стал уже полноценным «родителем» улицы.

Решением исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся 19 октября 1948 года был утвержден список наименований улиц Корсакова. Среди них была и Портовая. И хотя она – далеко не центральная, но в свое время стала значимой для всех горожан. Улица портовиков и рыбаков. По воспоминаниям корсаковцев старшего поколения, энергичная и производственная жизнь била ключом в этом районе города.

Помню, как после окончания школы, получив аттестат зрелости, пошел на СТОФ Базы океанического рыболовства учиться на токаря, получать свой уже жизненный «аттестат». По утрам настоящей проблемой было пробиться в битком забитые людьми, спешившими на работу к восьми часам, автобусы – «четверку» или «тройку», которые на каждой из остановок буквально «выдавливали» из себя массу пассажиров. Днем же на Портовой беспрерывно  перевозили груз контейнеровозы, направляющиеся из порта в разные районы области. В памяти осталась картина, как после разрушительного циклона «Филлис» в сторону торгового порта шли груженные овощами машины, – областной край оказывал помощь соседним дальневосточным регионам.

Улица Портовая до сих пор ассоциируется у людей, прежде всего, с причалами и терминалами бывшей БОР, а также важным транспортным узлом юга Сахалина – южным районом Корсаковского морского торгового порта.   Сегодня не менее важную роль играют  многочисленные учреждения, предприятия разных форм собственности, автосервисы, расположившиеся на Портовой, длина которой, напомню, – чуть больше 1000 метров! Перечислим только некоторые из них: ФГУП «Росморпорт», ФГБУ «Морспасслужба» (ранее – СахБасу), военкомат, морской вокзал и таможенный пост, морская шип-чандлерская служба «Манчжур» и автосервис, оздоровительный комплекс «Дельфин», спортивный клуб IRON, магазины. Но такой улица была не всегда – память старожилов сохранила другие картины.

В апреле 1946 года на свет появилось первое Постановление Совета министров СССР о переселении всех желающих на Дальний Восток, включая наш остров. Люди из центральных районов России поездами добирались до Владивостока, где пересаживались на пароходы, отходящие на Сахалин. Швартовка прибывающих в Корсаков судов происходила на южном пирсе. Взору людей с материка открывалась печальная картина: причудливые изгибы сопки, узенькая грунтовая улочка, ведущая к причалу, японские покосившееся фанзы с торчащими, как пулеметы, длинными печными трубами. Многих увиденное приводило в шоковое состояние – везде грязь, серость; все – чужое, инородное. Одним словом, край света. Но, как зачастую водится, первое впечатление оказывалось обманчивым. Есть у нашего города отличительная черта – влюблять в себя приезжих до такой степени, что они в итоге остаются здесь навсегда.

Предлагаю сравнить фотографии, на которых изображена Портовая. На двух, сделанных в 50-е годы, улица ничем не напоминает себя сегодняшнюю. В центре снимка – огромная лужа, видны покосившиеся японские фанзы. На третьем фото, уже наших дней, вид Портовой разительно отличается от прежнего, послевоенного «оформления» в лучшую сторону. Тогдашним корсаковцам можно было только посочувствовать – грунтовые улицы после проливных дождей превращались в форменное болото. Можно предположить, что в послевоенные годы местным властям было не до асфальтирования – других дел и забот было через край. Тем не менее на 14-й сессии первого созыва Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся от 30 мая 1948 года отмечалось, что в этом же году Портовая была отремонтирована – от Октябрьской до Рейдового переулка «улица выдержала большую нагрузку в связи с большим потоком грузов в Сахалинскую область через наш торговый порт». Также сохранился план мероприятий по благоустройству городского дорожного хозяйства на 1954 год. В нем, в частности, планировалось произвести строительство дороги с асфальтобетонным покрытием по ул. Портовой общей длиной 300 п/м (как можно предположить, – от окончания «кругового движения» и до проходной южного порта). Сегодня неизвестно, были ли претворены эти планы в жизнь, но сам факт, что городские власти, несмотря на многочисленные проблемы, принимали меры к приведению корсаковских улиц в порядок, вызывает уважение и понимание.

Примерно на том месте, где сегодня находится таможенный пост, в 50-е годы располагался небольшой компактный базарчик. В начале Портовой стояли одно-, двухэтажные японские домики, в одном из которых был салон фотографии. В памяти старожилов остался и художественный магазин напротив общежития порта, и кафе «Березка», пользующееся у корсаковцев популярностью. В нем можно было недорого вкусно позавтракать и пообедать в дневное время. В вечернее же – хорошо отдохнуть с друзьями, послушать музыку, потанцевать.

Особенность Портовой заключается в том, что она плавно, можно сказать, незаметно, переходит в улицу Свердлова. Доходишь до дома № 33, смотришь, а следующее двухэтажное здание – отделение переливания крови Корсаковской ЦРБ – уже находится на  Свердлова, 55! Так и идут улицы рядом по жизни.

В 1987 году часть улиц переименовали. Отдельные объекты недвижимости перешли с Портовой на Свердлова, и – наоборот.

А в 2003-м вышло постановление мэра города «Об упорядочении нумерации совместного хозяйства по Портовой улице Корсакова». В его рамках она включила в себя часть домов и объектов улицы Свердлова.

(Окончание в следующем номере)

По материалам Корсаковского архива при участии  Р. Голошумовой подготовил Юрий ФЕЛИЦЫН

(использовано фото из книги

Ю. Иванцова «Я – главный диспетчер)